Защита прав потребителей в сфере предоставление жилищно-коммунальных услуг

Потребители в жилищно-коммунальной сфере  — это граждане, физические лица, приобретающие,  заказывающие или использующие по возмездным договорам коммунальные услуги, а также услуги (работы) по содержанию и ремонту жилых помещений, общего имущества многоквартирного дома.

В данную группу входят все граждане, на законных основаниях пользующиеся жилыми помещениями (собственники, наниматели, члены их семей, временно проживающие жильцы, а также граждане, проживающие в специализированном жилом фонде.

Законом РФ от 07.02.92 № 2300-11«О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ «О защите прав потребителей») определено понятие исполнителя услуг: исполнитель — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказывать услуги потребителю, пригодные для целей, ради которых услуга подобного рода оказывается. При этом услуга по качеству должна соответствовать требованиям нормативов, стандартов, санитарных норм и правил.

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В случае ненадлежащего и несвоевременного информирования потребителя об исполнителе услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также в случае если коммунальные услуги оказаны ненадлежащим образом и прошел срок, в течение которого должны быть приняты меры, а никаких действий не принято необходимо обратиться в организацию, с которой потребитель состоит в договорных отношениях с претензией, составленной в 2-х экземплярах. Претензия может быть отправлена по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также вручена лично исполнителю (представителю исполнителя) с отметкой о вручении на экземпляре потребителя.

При отказе в удовлетворении требований потребителя, он вправе обратиться в контролирующие органы в соответствии с разграничением полномочий или в суд с исковым заявлением.
Важно знать, что ни один государственный орган не вправе в административном порядке понуждать хозяйствующий субъект выплачивать гражданам какие-либо денежные суммы. Поэтому если исполнитель отказывается удовлетворить ваши требования в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в рамках судопроизводства.

Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Миллерово, Миллеровском, Чертковском, Тарасовском районах Л. Н. Харитонова

    Top