С Днём учителя!

Накануне Дня учителя поздравляем всех, кто сеет разумное, доброе, вечное! Перед таким событием не могли пройти мимо учебного заведения, и не задать пару вопросов настоящему учителю. Им оказалась Людмила Ивановна Гайворонская, преподаватель истории, обществознания и права МОУ Гимназии № 1.

В последние время идёт полемика среди учителей, родителей, работников, занятых в сфере образования, по поводу отметок: ставить их или нет, и по какой системе вообще оценивать знания учеников? Ваше мнение на этот счёт?

Я считаю, что необходимо провести реформу оценки знаний учеников, при этом выделить три категории. Первая – это начальная школа, затем – средняя школя, и далее — старшая. В старшей школе система оценки должна быть приближена к вузовской, где акцент делается на получение баллов, участие в конкурсах, олимпиадах, дополнительных заданиях. В средней школе также привлекать учеников к дополнительным занятиям, и за это начислять баллы. Ну, а в младшей отметок не ставить вообще, по крайней мере, до класса четвёртого. Поощрять грамотами, книгами, дабы не развивать у младшеклассников комплексы, которые потом могут воспрепятствовать их дальнейшему обучению. Баллы должны быть ранжированы до 8-10, чтобы более полно раскрывать степень подготовки учащегося. Но необходима чёткая градация. Потому что сейчас очень сложно уловить разницу между учеником, который старался, учил, ему не даются знания, но он трудится, и учеником, которому учёба даётся легко, и он особо и не старается. Оценка им ставится одинаковая, допустим четыре, но степень трудозатрат разная.

За что, вообще, ставят оценку три?

За общее знание какой-то темы, без терминов, без дат, без логического объяснения (по истории). У меня недавно ученики писали работу «Зачем нужно знать право?». Те, которые просто написали определение права, признаки права – получили двойки. А те, которые попытались ответить на поставленный вопрос, порассуждать, прийти к каким-то логическим выводам, получили пятёрки.

Вы в школе преподаёте уже 33 года. За это время сменилось несколько поколений учеников. Отличаются ли дети, обучающиеся тогда, в советские времена, и сейчас? И в чём отличия?

Конечно, дети все разные и поколения разные. Нынешние более раскрепощённые, уважают себя, свою точку зрения, знают то, что не знали их сверстники тридцать лет назад, умеют пользоваться современными гаджетами, живут ими. А то, советское поколение, было более порядочным, более совестливым, более уважительным друг к другу.

Другой, не менее актуальный вопрос, школьная форма. Некоторые родители считают, что она нужна, другие категорически против. На мой личный взгляд, школьная форма обязательна. Она в какой-то степени устраняет социальное неравенство родителей. Ведь одни могут себе позволить одевать в дорогую одежду, другие нет. Ваше мнение на этот счёт?

Я за форму! Форма не столько уравнивает, сколько дисциплинирует. Ученики приходят в школу учиться, и это их основная задача. Для демонстрации одежды есть дискотеки или другие увеселительные мероприятия. Другой вопрос, школьная форма должна быть интересной и приниматься всеобщим голосованием. Сейчас же недостаточно фабрик, готовых эту форму пошить, нет достаточного выбора. Поэтому у нас – чёрная юбка (брюки) и жилет. Самая главная наша задача была приучить поколение за поколением учащихся, что форма необходима и обязательна. Слава Богу, в этом году форму законодательно закрепили.

Не могу не отметить, что в последнее время упала культура речи у школьников. Нередко можно услышать, как девочки матом ругаются на улице. На Ваш взгляд, с чем это связано? Ведь ещё 15-20 лет назад девочки не то, чтобы не ругались сами, в своём присутствии не позволяли употреблять эти непечатные выражения! А сейчас это в порядке вещей.

Это не нормально. Хорошо ещё, что при учителях не выражаются. Наверное, это зависит от восприятия обществом тех или иных процессов. Когда в семье позволяют при детях употреблять ненормативную лексику, то дети считают, что это нормально. Раньше подросткам замечания могли сделать на улице люди старшего поколения, сейчас кто равнодушен, кто боится их затрагивать. Но хочу сказать в защиту нынешней молодёжи – старшеклассники перестали, или, по крайней мере, меньше стали курить! Сейчас это, по-видимому, не модно, модно заниматься спортом, единоборствами, культуризмом. И это, конечно, радует.