Сейчас время благодатное

Интервью с настоятелем храма Андрея Первозванного отцом Симеоном.

Насколько активно идёт работа по просветительской деятельности в учебных заведениях города?

Внимание в этом плане со стороны священноначалия Шахтинской епархии и духовенства Миллеровского благочиния уделяется достаточное. Город Миллерово и Миллеровский район поделены среди священников миллеровского благочиния, так же обстоит дело и со школами, и другими образовательными учреждениями. Перед нами стоит задача как можно активнее налаживать контакты в своём приходе. Проповедь должна вестись не только среди зрелых людей, но и среди подрастающего поколения. Здесь я хотел отметить, что деятельность священнослужителя в школе не будет носить характер преподавания закона Божьего, а скорее просветительского культурологического плана. Это касается и основ православной культуры. Мы ни в коем случае ничего не навязываем школьникам. Проводятся беседы о том, что есть православная вера, об истории её возникновения. А право выбора всегда остаётся за человеком. Реальность выбора есть только в том случае, если человек имеет адекватные знания об интересующем его вопросе. А когда дети не общаются непосредственно с носителями веры, носителями культуры, то соответственно, достоверных знаний они получить не могут, и не в состоянии сделать правильный выбор. Тем более, что у некоторых людей отношение к вере несколько предвзятое. Не все понимают, что такое религиозность, что такое вера в Бога, какое значение она имеет для человека. Часто православие отождествляют с какими-то бабушкиными суевериями. А то, что есть в реальности на самом деле, многие не знают. Поэтому мы стараемся тесно сотрудничать с учебными заведениями. К сожалению, на этом пути не всё гладко, не всегда можно наладить контакт с отдельными людьми, найти понимание у некоторых родителей. Хотя я не вижу ничего плохого в том, что ребёнок лишний раз услышит, что ложь, сквернословие, предательство – это не хорошо. Пусть он услышит это от педагога в школе, от священнослужителя, от родителей. В конце концов, повторение – мать учения. Приходя в школу, мы всегда говорим об универсальных нравственных ценностях, которые важны для любого здорового общества.

Может быть, противодействие исходит от родителей, исповедующих другую веру?

Вы будете удивлены, но нет. У детей из мусульманских семей уважения зачастую больше, чем у других. Этнические группы, которые проживают на территории Миллеровского района, сумели в своей среде сохранить свою религиозность. У нас это старались искоренять на протяжении долгого времени, и получается, что русским детям иногда самое важное сложнее донести до понимания. Но, конечно, это не всегда и не везде. В большинстве случаев и родители, и дети реально интересуются и стремятся к тому, чтобы как можно чаще говорили о нравственности, о вере, о том, как следует себя вести и строить свою жизнь.

А вообще сейчас время благодатное. Те дети, с которыми мне приходится работать, стремятся к знаниям. Многие сейчас понимают, что без веры жить нельзя, и не всё в жизни решают деньги, компьютерная грамотность и т.д. По тем вопросам, которые они задают, по реакции на некоторые моменты, приходит понимание, что дети у нас очень хорошие.

А многие говорят, что это поколение корыстолюбивое.

Нет. Получается так, что с ними некому поговорить о нравственных ценностях, о том, какие приоритеты выбирать в жизни. Чем чаще мы об этом будем говорить, тем лучше. Многие родители с утра до вечера на работе, и воспитание сводится к заботе о том, во что одеть, обуть ребёнка, чем накормить, проверить дневник, сделать вместе уроки. Но не следует забывать, что как тело нуждается в пище, так и душа в ней нуждается для возрастания, для своего укрепления. Поэтому, задача духовенства по возможности, с согласия родителей (обязательно) проводить беседы, рассказывать о вечных ценностях. И в процессе этих бесед становится видно, что потенциал у детей есть. Они талантливые, хорошие, только нужно немного направить, скорректировать.

Недавно я беседовал с преподавателем техникума, которая мне поведала о ваших уроках нравственного воспитания, о том, что Вы рассказывали студенткам о вреде абортов. Эта тема несколько щепетильна; девочки, наверное, просто слушали, вопросы не задавали.

Так уж повелось, к сожалению, что современная культура семьи находится в упадке. То, что раньше прививала мать своей дочери, сейчас зачастую не прививается. Поэтому такие темы приходится поднимать в аудитории, а промолчать нельзя. Другой возможности как-то поправить положение я не вижу. Это актуальная проблема для нашего общества, для нашей страны. Если мы не будем об этом говорить, у нас в скором времени не будет будущего. Приходится разъяснять что то, показывают по телевизору – это не любовь, а животные чувства. На таком основании семью не построишь. Любовь – она жертвенна, над семейными отношениями нужно трудиться. И это подросткам приходится объяснять.

В советское время, несмотря на безбожность, существовал институт семьи. Дети воспитывались в целомудрии. Это имело значение для общества. Сейчас даже многие родители не видят ничего плохого в частой смене партнёров, в гражданских браках. Но это неправильно. С точки зрения церкви, гражданский брак – это блуд. Сейчас на западе активно проповедуется целомудрие в школах. Свободными отношениями они уже переболели и пришли к выводу, что если нет рамок морали, то и будущего у страны нет.

В нашей стране, к сожалению, к этому ещё не пришли. На сегодняшний момент очень много разводов. Очень важно, когда ребёнок растёт в полной семье, когда он видит, как мама и папа вместе преодолевают житейские трудности. Но не следует перенимать опыт Запада в том, что касается устройств семьи. Не стоит перенимать ценности, чуждые нашим традициям. Важно сохранять семью. Конечно, всякие бывают случаи, всякие искушения к нам приходят, но на то мы и люди, разумные существа, чтобы противостоять искушениям.

Когда я говорю о вреде абортов, я делаю акцент на нравственности, духовности. У меня есть ряд фильмов, которые наглядно показывают вред абортов. Конечно, на всех не повлияешь. Кто-то прислушается, кто-то нет. Но, по крайней мере, они уже не смогут оправдаться неведением.