Усыновление ребёнка – дело крайне ответственное

Интервью с Еленой Евгеньевной Гончаровой, ведущим специалистом управления образования Миллеровского района отдела органов опеки и попечительства.

С 1 сентября 2012 года введена обязательная подготовка граждан, выразивших желание принять в семью на воспитание ребенка. В феврале 2013 года в Ростовской области были утверждены изменения в региональный закон «Об организации опеки и попечительства», согласно которым кандидаты в опекуны и приемные родители пройдут 65-часовой курс подготовки. По окончании этого курса будущих приемных родителей ждет квалификационный экзамен. Те, кто его не сдадут, принять детей в свои семьи не смогут. Расскажите, пожалуйста, как эта практика работает в Миллеровском районе?

Называется такое обучение – школа замещающих родителей. Существует она в течение последних нескольких лет. Обучение проводится на базе областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, который находится в городе Ростове-на-Дону по ул. Малюгиной, 214. Люди, которые желают стать кандидатами в опекуны или усыновители, приходят и обращаются в управление образования с данной просьбой.

Это непременное условие при усыновлении ребёнка?

Совершенно верно. Это одно из непременных условий для того, чтобы получить заключение о возможности стать кандидатом в опекуны или усыновители. Есть определённый перечень документов, есть определённый перечень требований. И вот в этот перечень входит как раз таки получение свидетельства о прохождении школы замещающих родителей. Управление образования с этим областным центром заключает договор на определённое количество людей, оплачивает эти курсы. Татьяна Владимировна Мирная, куратор со стороны центра, тесно с нами сотрудничает в этом направлении. Мы с ней в течение года формируем группы (что касается нашего района), которые за 2-3 месяца проходят школу замещающих родителей. По такому же принципу ведётся работа в других районах области.
Занятия ведутся по определённой программе. Базы для прохождения курсов бывают разные. Договор заключается в областном центре, а на базе чего и где будет проходить обучение меняется, о чём дополнительно сообщается обратившимся. На этих курсах работают психологи, юристы и другие специалисты, необходимые для того, чтобы дать людям знания и подготовить их к тому, чтобы они могли взять ребёнка на воспитание. Они объясняют психологические моменты, обязанности и ответственность опекунов, финансовые аспекты опекунства. Это даёт возможность кандидатам в опекуны или усыновители быть подготовленными и информированными.

Сколько семей в Миллеровском районе прошли школу замещающих родителей?

В прошлом году около 20 человек, в этом году 10 человек за первое полугодие уже прошли обучение, и ещё на 10 человек заключили договор. Из года в год мы проводим мониторинг — в районе 20-23 человек в год обучение проходят.

Вы потом отслеживаете дальнейшую судьбу этих семей?

Безусловно. После прохождения обучения в школе замещающих родителей они получают свидетельство, приходят к нам, берут пакет документов, пишут заявление на имя главы администрации о выдачи заключения о том, что они могут быть опекунами или усыновителями. Специалисты органа опеки и попечительства этот пакет документов рассматривают, готовят заключения и ставят на учёт. Для этого у нас есть журнал регистрации кандидатов, желающих стать опекунами или усыновителями, а потом мы начинаем с ними работать. Есть люди, которые в принципе желают усыновить либо взять под опеку ребёнка, они сначала готовят пакет документов, а потом подбирают ребёнка. Есть те, кто идёт целенаправленно, уже зная, кого они хотят усыновить.

По Вашему мнению, эти обучающие курсы – реальная помощь кандидатам в опекуны или усыновители?

Давайте начнём с того, что эта помощь профессиональная. Поэтому она очень важна, потому что люди становятся более подготовленными, они предупреждены о тех нюансах, которые могут возникнуть в процессе воспитания приёмного ребёнка. У нас есть школа замещающих родителей и выездная летняя школа. В последней проходят обучение, общаются семьи, которые уже взяли детей и приезжают они на такие сборы все вместе. В выездной школе также работают психологи, юристы, логопеды, дефектологи и другие специалисты. Семьи проводят на таких занятиях несколько недель. Они там обмениваются опытом, устраивают презентации, общаются.

Это уже получаются практические занятия.

Конечно. Специалисты таким семьям дают все формы отчётности, необходимых документов. Показывают вживую, как это всё заполняется, ведётся. Решаются какие-то индивидуальные вопросы, проводятся групповые занятия. Спектр вопросов велик: возраст усыновляемого ребёнка, мальчик или девочка, один или несколько, усыновить или взять под опеку или организовать приёмную семью – всё это обсуждается, рассказываются нюансы, подбирается оптимальный для потенциальных усыновителей вариант.

Сколько детей по прошлому году взяли под опеку в Миллеровском районе?

Я работаю в этой должности не так давно, поэтому по прошлому году у меня цифр нет. В этом году уже 20 детей воспитываются в новых семьях.

Вопрос несколько щекотливый, какой процент возврата детей?

Маленький, но всё же есть. За прошлый год я поднимала документы, и за первое полугодие этого года – всего один человек. Я считаю, таких случаев не должно происходить. Это недоработка всех нас, хотя мы всегда проводим большую работу с кандидатами в усыновители. Зачастую сложности возникают при воспитании уже взрослых детей. При этом следует отметить, что у нас мало возможностей в отказе потенциальным усыновителям. В Семейном Кодексе при перечислении причин отказа есть фраза об иных причинах. Но что такое «иные причины» — это всё индивидуально, это нужно объяснить. Поэтому, иногда эти иные причины играют большую роль. С маленьким детьми до трех лет возврата у нас на территории не происходит вообще, со старшими детьми, особенно после 12-14 лет, проблемы иногда возникают.

В связи с этим вопрос. По Вашему мнению, от чего зависит характер ребёнка, от воспитания или от генетики?

Однозначно сказать не могу, всё индивидуально. Процентов 70 на 30. Думаю, воспитание всё-таки преобладает, поэтому и стремятся усыновители взять ребёночка младшего возраста. В жизни бывает всякое, в жизни приёмной семьи особенно. Но там, где родители любят ребёнка, стараются, все проблемы превозмогаются. Единственное, нельзя воспринимать приёмного ребёнка как источник дохода, либо как показатель своей добродетельности перед обществом; если есть искренняя любовь, доброта, взаимопонимание наладится.

Наверное, кандидатам на усыновление даётся какое-то время на осмысление и окончательное принятие решения?

Да. После прохождения обучения в школе замещающих родителей, пока только двое принесли свидетельства, остальные ещё раздумывают. И это правильно и хорошо, если возникли сомнения, то лучше пусть люди остановятся до усыновления, чем потом будут мучиться сами и мучить ребёнка.

Беседовал А. Архонтов

Добавить комментарий