В интересах потребителя

Интервью с Любовью Николаевной Харитоновой, начальником территориального отдела управления Роспотребнадзора по Ростовской области в г. Миллерово, Миллеровском, Тарасовском и Чертковском районах.

В последние годы люди стали более активно отстаивать свои интересы, бороться за соблюдение своих прав. Как в Миллерово и прилегающих районах с этим обстоят дела?

В нашем отделе для работы с населением выделен специалист – Чикина Яна Игоревна. Она занимается этим разделом работы очень пристально. По вторникам, еженедельно ведётся приём населения, так же раз в месяц в многофункциональном центре (МФЦ) проводим встречу с людьми. Нарушения есть. Граждане активно к нам обращаются. В основном, это жалобы на качество продуктов питания, бытовую технику.

Мы постоянно проводим круглые столы, активно сотрудничаем с газетами, телевидением, проводим беседы с образовательными учреждениями, недавно, например, были в ДСХТ. Темы обсуждений разные, не так давно давали разъяснения по медицинским платным услугам. 1 октября 2013 года состоится встреча с туроператорами г. Миллерово. Так как люди стали активно выезжать за рубеж, необходимо дать разъяснения по санитарной, эпидемиологической обстановке в тех или иных странах. На сегодняшний момент, например, рост неблагополучия по полиомиелиту отмечается в Израиле. Там выявлены носители дикого штамма вируса. Есть и другая информация, с которой мы хотим ознакомить турфирмы. Для того чтобы население, выезжающее за рубеж, в полной мере обладало знаниями о странах, куда отправляется, где-то может нужно дополнительную вакцинацию провести, где-то отказаться от поездки.

Объясните, пожалуйста, почему Ваша служба занимается эпидемиологической обстановкой, есть же санэпиднадзор?

В 2005 году произошла реорганизация. Теперь есть единая надзорная организация – Роспотребнадзор, а внутри нашей системы есть Центр гигиены и эпидемиологии, который занимается непосредственно лабораторными исследованиями по нашим предписаниям.

При обращении граждан в Вашу службу с жалобами на некачественный товар, каким образом Вы можете им помочь? Какие действия предпринимаются?

После обращения, если есть необходимость, мы проводим надзорные мероприятия, то есть проверяется объект жалобы. При выявленных нарушениях выносится предписание об устранении. При этом, согласно 294 Федеральному закону «О защите юридических лиц и предпринимателей», внеплановые проверки по жалобам мы можем проводить, если есть угроза жизни. Такие проверки должны быть согласованы с прокуратурой. Обычно это касается продуктов питания с истёкшим сроком действия, без документов о качестве безопасности. Если покупателям, например, не понравилась форма купленного им стула – то это к угрозе жизни не относится. Мы можем провести несогласованную проверку в части нарушения прав потребителей, например, когда покупатели жалуются, что на магазине вывеска отсутствует, или ценник не имеется на товаре, или наблюдается превышение многократное цены (большая наценка от минимальной розничной цены при продаже табачных изделий).

Какие санкции в адрес нарушителей применяете?

Их достаточно много. Регламентируются и состав нарушений, и санкции Кодексом административных правонарушений. По факту выявленных отклонений от норм, прописанных законом, составляется протокол и выносится постановление о наложении штрафных санкций.

Иногда в магазинах встречается просроченный товар по уценённой стоимости. Это допустимо?

Конечно, нет. Если такое встречаете, обращайтесь к нам, будем принимать меры. Санитарными правилами запрещено торговать просроченным товаром категорически, несмотря ни на какой уценку.

Каким образом Вы проводите оценку эффективности работы своей службы?

У нас, как и в любой организации такого уровня, существует план проверок организаций и предпринимателей на год. Он проходит согласование в прокуратуре. И мы, согласно этому плану, должны обозначенные организации проверить. Это наша основная работа — проведение надзорных мероприятий. Кроме того, плановую проверку проверили, если нарушения выявили – выписали по ним предписания, штрафы, дали срок устранения, можем провести внеплановые проверки. Большой раздел работы – санитарно-просветительная деятельность. Мы проводим всевозможные совещания с детскими дошкольными учреждениями, со школами, выступаем на учительских конференциях. 1 октября будет проведено заседание районной комиссии. Тема заседания – реализация комплексного плана основы государственной политики в области здорового питания населения. Проанализировав эндокринную заболеваемость на территории, мы озвучим свои рекомендации по улучшению рациона питания в детских учреждениях и т.п.

Недавно д/с № 17 закрывали на дезинфекцию, в связи с заболеванием двух детей энтеровирусном. Может быть, это связано с санитарными нарушениями?

Грубых нарушений санитарных норм там не выявлено. Скорее всего, это был занос инфекции извне, то есть — привели в садик заболевшего ребёнка, и от него уже заразился другой.

Сейчас актуальна информация по вакцинации от гриппа. Препараты уже завезены, можно прививаться. Пока привито 5% населения, а нужно охватить до 24%. Те, кто попал в национальный план прививок (учителя, врачи, работники коммунальных служб, работники социальных служб, дети, пенсионеры), вакцинируются бесплатно. Пока туда не входят работники коммерческих организаций. За них должны оплачивать работодатели. К сожалению, пока работодатели к этому вопросу не проявляют интерес. Будем надеяться, что посредствам СМИ доведём информацию до их сведения, и они сделают выводы.