Валаам – обитель рая

Интервью с благочинным приходов Миллеровского округа иереем Симеоном Есиным.

Отец Симеон, недавно Вы посетили Валаам. Расскажите, с какими целями?

Я сопровождал нашего архиерея Симона (к тому времени, пока мы ехали на Валаам, он был ещё архимандритом). На Валааме у него была хиротония, там он принял епископский сан. Так получилось милостью Божьей, я присутствовал при этом таинстве и имел возможность помолиться в храмах и монастыре великой Валаамской обители. Попадая туда, ощущаешь этот дух красоты и внутреннего умиротворения. Этому способствует нетронутая, девственная природа. Единственное рукотворное участие человека на этой территории – храмы и монастырские дома. Коренных жителей на Валааме осталось всего не более 100 человек. Со временем отойдут и они, останутся только монахи.

Валаам для верующих — это знаковое место?

Да. На русской земле есть несколько таких святых мест, которые всегда особенно чтились. Это Троице-Сергиева Лавра, Псковско-Печерский монастырь, Соловецкие обители, конечно же, Валаамские обители, Александро-Невская Лавра. Валаам по древности возникновения, по духовному статусу занимает далеко не последнее место.

Туда совершаются паломничества?

Конечно. Валаам посетили и верующие Миллеровского благочиния, Вёшенского благочиния. Люди собрались в паломническую поездку, всего около 30 человек. Были и представители Шахтинской епархии.

Не мешает ли большое количество паломников монахам Валаама, которые сознательно ушли от всего мирского?

Валаам – это не просто какая-то отдельная обитель, и все монахи живут там. На самом деле, это несколько островов — Валаамский архипелаг. На многих из этих островов устроены скиты, где монашествующие люди, желающие особого скитского бытия, укрываются от всего мирского, в том числе и от паломников. Есть центральная обитель, в которой монахи несут послушание, но это совершенно не мешает как окружающим, так и служащим. Монахи уходят от мирского не из-за ненависти к миру, а из-за любви к Богу. Любовь к Богу подразумевает и любовь ко всем живущим на земле.
В течение года Валаамский монастырь посещают около 100 тысяч человек, но это не такой большой поток, как кажется. Даже на престольный праздник Сергия и Германа Валаамских, несмотря на то, что утром на Ладоге была приемлемая погода, было не так много верующих, ведь туда так просто не добраться. Мы добирались из Приозёрска, 50 км на катере, почти целый час.

То есть, случайным образом туда попасть невозможно?

На Валаам люди едут осознано и целенаправленно. Дорога туда не так проста, требует пересадок, преодоления водного пути.

Отец Симеон, Вы смотрели фильм «Остров»? Это на Валааме снимали?

Фильм смотрел, но где его снимали — не знаю. Судя по картинам природы – это не Валаам. Валаам практически весь в лесах, зелени. Сказать, что там такие каменистые острова, как в фильме, я не могу. На Валааме есть остров, который называется «Светлый», там живут павлины. Когда я спросил, как они живут в условиях холода, получил ответ – «По послушанию. Сказали — и живут».

Многие паломники едут в святые места, в надежде получить исцеление для себя и своих близких?

По моему мнению, подход, когда верующие приезжают только за исцелением, сродни неоязычеству. Для того, чтобы полечиться, нужно сходить к доктору, если мы говорим о физической болезни. Если мы говорим о духовной болезни, то эти вопросы должны решаться духовником, это вопросы внутренней жизни человека которые, по большому счёту, не должны выноситься на слишком большое обсуждение. Всё-таки это тайна человеческой души, тайна человеческой молитвы. Те люди, которые это понимают, соответственно себя и ведут. Не стоит забывать слова Господа: «По вере вашей и дано будет вам». Каждый человек, прибывая в святое место, о чём-то просит Бога, кто-то об исцелении, кто-то о помощи в каких-то делах, другой вопрос, как мы к этому относимся. Если мы относимся к этому с требованием – съездили в святое место, а теперь Господь должен помочь – это язычество. А если мы говорим: «Господи, не моя воля, но твоя будет», то это совсем другое. Господь знает, что нам полезнее, когда попустить болезнь, а когда дать здоровье. Ведь не Господь является источником бед, а наши грехи. Исцеление должно начинаться не с искания старцев, не с искания чудес, а с искреннего желания изменения своей жизни от греха к добродетели. Те люди, которые это понимают, развиваются, имеют большие продвижения в духовном плане. Те люди, которые этого не понимают, пока ещё как младенцы. Они не совсем осознают цели христианской жизни. Господь пришёл не для того, чтобы нам здесь было хорошо и комфортно, чтобы мы были здоровы и не знали проблем, Господь пришёл на землю, чтобы в будущем дать нам жизнь вечную.

Беседовал А. Архонтов