Защита прав потребителей в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг

Потребители в жилищно-коммунальной сфере  — это граждане, физические лица, приобретающие,  заказывающие или использующие по возмездным договорам коммунальные услуги, а также услуги (работы) по содержанию и ремонту жилых помещений, общего имуществамногоквартирного дома.

В данную группу входят все граждане, на законных основаниях пользующиеся жилыми помещениями (собственники, наниматели, члены их семей, временно проживающие жильцы, а также граждане, проживающие в специализированном жилом фонде.

Коммунальные услуги:

• электроснабжение — обеспечение поставки электричества;

• газоснабжение — обеспечение поставки газа;

• теплоснабжение — обеспечение поставки горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ;

• водоснабжение и водоотведение: водопровод — прокладка и ремонт водопроводных труб, водозабор очистка и доставка воды в многоквартирные дома и на промышленные объекты, в том числе для последующего подогрева для нужд горячего водоснабжения и отопления; канализация — отведение сточных воде).

Жилищные услуги:

• капитальный ремонт зданий;

• содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в т.ч. внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем (здания):

— вентиляция и централизованное кондиционирование воздуха;

— вывоз мусора: мусоропровод; утилизация и переработка отходов;

— текущая уборка и санитарно-эпидемиологическая обработка мест общего пользования (в том числе дератизация и дезинсекция);

— содержание придомовых территорий (благоустройство);

— техническое обслуживание лифтового оборудования, слаботочных сетей (систем коммуникации и контроля): радиотрансляционной сети; телевизионной антенны и кабеля; домофона; видеонаблюдения в местах общего пользования; технических средств вневедомственной охраны; систем пожарной безопасности (пожарная лестница, сигнализация, средств пожаротушения.
Под исполнителем в ЖКХ понимается организация (индивидуальный предприниматель), предоставляющие потребителям коммунальные услуги по возмездному договору, выполняющие работы, обеспечивающие надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов и жилых домов.
При реализации и защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг следует учитывать, что наряду с общими положениями о качестве услуг (работ), содержащимися в Законе РФ «О защите прав потребителей» нужно руководствоваться критериями качества, прописанными в Жилищном кодексе РФ, Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491; Правилах предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. № 354.

Основные параметры качества коммунальной услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг № 354:

1. Бесперебойное круглосуточное снабжение ресурсом либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
2. Соответствие состава свойств коммунального ресурса  требованиям законодательства о техническом регулировании.

Критерии качества содержания общего имущества в многоквартирном доме в соответствии со ст. 161 ЖК РФ:

а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянная готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Исходя из сказанного:

  • В жилищных отношениях потребителями, на которых распространяется действие  Закона РФ «О защите прав потребителей», являются: граждане, заказывающие, приобретающие для личных, семейных и домашних нужд коммунальные услуги, а также товары, услуги, работы, связанные  с содержанием и ремонтом жилых помещений; управлением многоквартирным домом.
  • Потребителями коммунальных услуг, а также услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, управления многоквартирным домом  являются любые лица, пользующиеся жилыми помещениями на законных основаниях.
  • Не являются потребителями в смысле Закона РФ «О защите прав потребителей» и не пользуются преимуществами потребительского статуса: товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные  потребительские кооперативы, а также граждане — индивидуальные предприниматели, использующие жилые помещения в предпринимательских целях, например, сдающие жилые помещения в аренду.
  • При защите прав потребителей ЖКУ необходимо руководствоваться требованиями, к качеству, установленными соответствующими правилами.
  • Права потребителей на качество услуг по содержанию общего имущества могут быть защищены путем подачи исков в защиту неопределенного круга потребителей.

Если Вы не согласны с размером начисленной платы за жилищно-коммунальные услуги.

1. Обратитесь в управляющую компанию или ТСЖ, ЖСК, ДУК.

Согласно подп. «р» п.31 Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» лицо, предоставляющее коммунальные услуги обязано предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.

2. В случае несогласия с ответом, или если нарушения сроки рассмотрения обращения обратитесь в территориальный орган Роспотребнадзора.

В соответствии с ч.10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Предоставление и раскрытие управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, ДУК информации потребителям регламентируется Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденными постановлением правительства РФ от 23.09.2010 №731.

Информация раскрывается путем:

а) опубликования в сети Интернет;

б) опубликования в официальных печатных изданиях;

в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Top