РЖД сокращает количество пригородных поездов

Причина – недофинансирование субъектами РФ выпадающих доходов компании-перевозчику, в данном случае ОАО «Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании» (ОАО «СКППК»), полученных в результате государственного регулирования тарифов за проезд в пригородном пассажирском сообщении.

В настоящее время согласно регламентирующим документам РФ, в обязанности субъектов Федерации входит формирование транспортного заказа и установление тарифов за проезд в пригородных поездах. Для обеспечения безубыточности перевозочного процесса предусмотрен механизм бюджетных компенсаций региональными властями убытков, которые несет пригородная компания-перевозчик.

Однако власти Ставропольского края, Чеченской Республики, Ростовской области в своем бюджете на 2014 год не предусмотрели необходимой суммы для компенсации расходов за пригородные пассажирские перевозки. Такое положение привело к недофинансированию всей технологической цепочки пригородных перевозок. В условиях отсутствия необходимой поддержки из региональных бюджетов накапливается задолженность ОАО «СКППК» перед ОАО «РЖД», компания не может рассчитываться по своим обязательствам за аренду и ремонт подвижного состава, оплачивать заработную плату машинистам локомотивных бригад.

Напомним, при утверждении бюджетных параметров на 2014 год Правительством РФ было установлено задание — полностью взыскать текущие платежи с пригородных пассажирских компаний. Вопрос возник в связи с тем, что регионы отказываются компенсировать убытки пригородных компаний.

Снижение объемов субсидирования со стороны регионов вынуждает компанию оптимизировать количество курсирующих поездов и ведет к уменьшению объёмов железнодорожных перевозок в пригородном сообщении.В настоящее время ведутся переговоры с руководством Ростовской области, которая до сих пор не рассчиталась с ОАО «СКППК» за перевозку учащихся в 2013 году (35 млн рублей) и не заключила с компанией договор на 2014 год (40 млн рублей). Кроме того, Ростовская область задолжала компании-перевозчику 86 млн рублей за 2013 год и 82 млн рублей за 2012 год выпадающих доходов от регулирования тарифов за проезд.

В отсутствие необходимых компенсаций выпадающих доходов компания вынуждена будет также пойти по пути сокращения размеров пригородного движения в области. Планируется сократить 54 поезда (27 пар). Это несколько меньше половины от всего количества электропоездов, курсирующих в Ростовской области. В первую очередь под сокращение попадут такие востребованные у населения маршруты, как Лихая – Морозовская, Ростов – Усть-Донецкая, Ростов – Староминская, Ростов – Кущёвская.

Выход из создавшейся ситуации для региональных властей может быть в исполнении своих обязанностей, закреплённых законодательством РФ, по организации пригородных перевозок.
Региональные власти должны сделать соответствующий реальным потребностям региона заказ на пригородные перевозки и оплатить его в полном объеме.