В донской столице прошёл «круглый стол» «Повышение цен: спрос, дефицит и потребительские ожидания в Ростовской области».
По данным Росстата, потребительские цены в России в нынешнем году по сравнению с прошлым годом выросли в среднем на 19,6%. Как отметили выступавшие на мероприятии, рост цен в ряде случаев поддерживается ажиотажным потребительским спросом, но есть и объективные рыночные причины удорожания некоторых видов продовольствия.
Наибольший рост среди продуктов питания продемонстрировала гречка, которая за 11 месяцев 2014 г. поднялась в цене более чем на 30% (только за последнюю — на 16%). Сахар за этот же период подорожал на 21% — в том числе в связи с тем, что урожай сахарной свеклы по итогам нынешнего аграрного года в России оказался на 4% ниже в сравнении с прошлогодним показателем.
Несколько иные цифры приводят представители торговых сетей. По данным генерального директора ООО «Солнечный круг» (управляет локальной сетью одноименных супермаркетов) Александра Кириенкова, 800-граммовая упаковка гречки с начала осени подорожала на 154% (с 18 руб. 10 коп. до 46 руб.), трехкилограммовая — на 140% (с 65 руб. 40 коп. до 172 руб. 50 коп). Белорусские сыры подросли в цене на 20,7%, сыры Семикаракорского сырзавода — на 26%.
«Причина удорожания сырной продукции связана с сокращением экспорта белорусского сыра (Россия сейчас не покупает товары 9 белорусских предприятий — прим. ред), чем и воспользовались местные производители», — пояснил Александр Кириенков.
Стоимость сахара в ростовских магазинах, по его оценкам, увеличилась с сентября по декабрь на 21%; птица, подорожавшая с начала осени на 30-40%, к декабрю отыграла вниз около 20%. При этом куриные яйца производства аксайской птицефабрики с сентября по декабрь выросли в цене на 21%, а таганрогской — на 33,1%. Стоимость кондитерских изделий производства «Золотого колоса» увеличилась за это же время на 38,1%.
По подсчетам Кириенкова, рост цен на продукты питания привел к оттоку 7-8% покупателей в магазинах сети «Солнечный круг». При этом, заявил Кириенков, максимальная наценка на товары в его торговой сети не превышает 20%.«Хотел бы отметить, что сети не причастны к удорожанию продуктов», — отметил он.
Заместитель директора филиала «Южный» Х5 Retail Group Алексей Полянский особо отметил, что торговые сети отсылают любую информацию о подорожании продуктов в департамент потребительского рынка Ростовской области, либо в региональное УФАС.
По словам генерального директора ГК «Агротехник» Вадима Бандурина, причина повышения стоимости сельхозпродукции заключается, в том числе в зависимости сельскохозяйственных предприятий России от импортных кормов, удобрений и техники. «За них приходится расплачиваться в евро и долларах, а мы все знаем, как обстоят дела с курсом валют», — заявил он.
При этом эксперты сошлись во мнении, что в некоторых случаях (прежде всего с гречкой) удорожание обусловлено возникшей на рынке паникой, которой воспользовались производители.
«Такой рост цен на гречку является необоснованным, поскольку ни коньюнктура рынка, ни санкции никак не могли подогреть стоимость продукта», — отметила старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова. По данным минсельхоза РФ, урожай гречки за прошлый года составил 744,7 тыс. т (на 8% больше, чем в 2012 г) при потребности в 550 тыс.т. «Среднестатистический россиянин съедает в среднем 3,5 кг. гречки в год. Сейчас жители региона скупили трехмесячный запас этой крупы», — уточнил директор департамента потребительского рынка Ростовской области Андрей Иванов.
По его словам, законодательство РФ позволяет регионам в случае более чем 30% удорожания некоторых видов товаров обращаться в минэкономразвития с просьбой заморозить цены.