Одними из основных задач таможенных органов является обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также международными договорами Российской Федерации в области обеспечения защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности.
Таможенным органам принадлежит важная роль в защите прав интеллектуальной собственности, при этом существующий механизм таможенного контроля является основным барьером на пути проникновения контрафактной продукции.
Контрафактная продукция попадает в поле зрения таможни в следующих случаях:
— при ввозе товара, обладающего признаками контрафактности, на таможенную территорию РФ;
— при вывозе товара, обладающего признаками контрафактности, с территории РФ;
— при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем (в течение 3х лет со дня выпуска товаров согласно ст. 99 Таможенного кодекса Таможенного союза), реализуемых на территории РФ и обладающих признаками контрафактности, с учетом установления фактов их перемещения через таможенную границу РФ.
Необходимость обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза обусловлена все большим увеличением на рынке количества брендов и торговых марок.
Поступление на внутренний рынок контрафактной продукции и ее реализация по значительно более низким ценам, чем стоимость оригинальной продукции известных торговых марок, является одним из негативных факторов, снижающим, в первую очередь, спрос на российские товары и влияющим на развитие отечественной промышленности.
В результате реализации подобной продукции, недобросовестные предприниматели нарушают права и законные интересы потребителей (ставя под возможную угрозу их жизнь и здоровье), предпринимателей ( подрывают доверие к производителю, правообладателю) и государства (подрывают экономику и здоровье нации).
Кроме того, недобросовестные предприниматели и организации, как правило, осуществляют нелегальную деятельность; не отчисляют в бюджет установленные государством налоги, платежи и сборы (таможенная стоимость контрафактных товаров, как правило, существенно ниже стоимости продукции от правообладателя); провоцируют снижение объёмов продаж продукции добросовестных производителей; увеличивают оборот рынка теневой экономики, тем самым, уменьшая доверие к Российской Федерации со стороны международного сообщества и привлекательность для иностранных инвестиций, а также ограничивая возможность развития конкурентоспособной российской экономики.
Таким образом, защита прав интеллектуальной собственности является частью задачи уменьшения потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных или нелегальных товаров, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны.