В настоящее время школа должна стать для детей местом, где детей научат решать проблемы с позиции ненасилия, где научат толерантному, гуманному поведению. Так, в Декларации принципов толерантности, Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. подчеркивается, что «воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости».
Поэтому мы и считаем важным учить детей толерантному, гуманному поведению, а толерантное поведение предполагает следующие проявления:
-способность ребенка видеть в другом носителя других ценностей, логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим;
— способность безусловно положительно относиться к отличиям другого человека;
-способность и умение видеть другого изнутри и видеть мир с двух позиций: своей собственной и другого человека.
10 ноября в рамках декады, посвященной Дню толерантости, в МБОУ лицее № 7 были проведены Уроки толерантности. Тематика таких бесед была разнообразной, соответствовала возрастным особенностям учащихся. В 1-3 классах Уроки толерантности были проведены в игровой форме. Так, тема Урока толерантности во 2 «А» классе была «В слове мы сто тысяч Я» (кл. рук. Зайцева М. В. В 4-6 классах Уроки толерантности были нацелены на выработку ценностных ориентиров у младших школьников. Например, в 4 «В» классе был проведен Урок толерантности «Все в наших руках» (кл.рук. Демидова Н. Н.). Темами бесед в 7-8 классах были «Терроризм – зло современного мира», в 9-11 классах – «Национальность без границ». Учащимися были подготовлены презентации, видеоролики, коллажи и рисунки на тему толерантного отношения к людям, народам и странам в современном мире.
Учащиеся начальной школы подготовили рисунки на тему «Дружба народов – мир на Кавказе», а ребята из 5-6 классов подготовили плакаты на тему «Мы все такие разные, но все-таки мы вместе!» и «Мир на планете – счастливы дети!», а из 7-11 классов – «Мы – за мир!», «Террору – нет!», «Сила народов — в единстве и дружбе!»
Считаем, что формировать гуманное поведение у детей нужно с раннего детства, так как только сформировавшееся гуманное поведение характеризуется следующими признаками:
— Сочувствие, уважение, желание прийти на помощь окружающим людям;
-Желание и умение приветливо обращаться с окружающими людьми, вежливо ответить на просьбу или предложение, деликатно отклонить нежелательное предложение;
-Способность прислушиваться к общественному мнению и руководствоваться в своих действиях общественными мотивами, получая при этом личное удовлетворение.
Заместитель директора по воспитательной работе И. В. Кузнецова