В настоящее время интенсивно развивается торговля посредством сети интернет. Торговля, зачастую, ведется не в интернет-магазинах, а посредством социальной сети «В контакте», «Одноклассники» и др. В связи с этим у потребителей возникают вопросы по поводу защиты их прав.
Очень часто, продажу товаров посредством указанных интернет ресурсов осуществляют физические лица, не зарегистрированные в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Заказывая товар у таких «продавцов», переводя им денежные средства (как правило, на их личные банковские карты) потребитель ставит себя в заведомо невыгодное для него положение. Так, приобретая товары у физических лиц — продавцов, потребители вступают в правоотношения, которые не могут подлежать регулированию Законом РФ «О защите прав потребителей».
В соответствии с преамбулой Закона, он регулирует правоотношения между потребителем — физическим лицом, и организацией либо индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными в качестве таковых в установленном законом порядке и реализующими товары потребителям по договору купли-продажи. Соответственно, оплачивая товар, а равно приобретая его у физических лиц, потребители могут лишиться тех прав, которые предоставлены им Законом «О защите прав потребителей». В таком случае и решение возможных проблем в претензионном порядке становится затруднительным, начиная от предъявления требований продавцу, до их фактического удовлетворения впоследствии.
Приобретаемый у физических лиц товар может не сопровождаться документами, подтверждающими их качество и безопасность для жизни и здоровья потребителей. Покупая товар в отсутствии возможности его осмотреть и до оплаты ознакомиться с сопроводительными документами, получить необходимую информацию, в том числе о продавце и месте его нахождения, потребитель сам может способствовать нарушению своих прав. С учетом вышеизложенного, территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Миллеровском, Чертковском, Тарасовском районах рекомендует потребителям более вдумчиво подходить к принятию решений о приобретении товаров посредством интернет сайтов, включая социальные сети, и объективно оценивать возможные негативные последствия приобретения товара ненадлежащего качества.
Вопросы дистанционной торговли урегулированы статьей 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 №612.
Пункт 2 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и п. 8 вышеуказанных Правил возлагает на продавца обязанность до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке (если он установлен изготовителем, продавец не вправе установить срок меньшей продолжительностью), о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. При этом указанная информация согласно требованиям, содержащимся в п. 1 ст. 10 Закона «О защите прав потребителей», должна быть достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора товара (т.е. исключать возможность введения потребителя в заблуждение).
Кроме того, в момент доставки товара потребителю в письменной форме должна быть предоставлена необходимая информация о товаре и его производителе (для импортных — на русском языке), а также информация о порядке и сроках возврата товара. Информация о товарах доводится до сведения покупателя в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, путём нанесения маркировки или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих или желающих осуществлять розничную продажу товаров дистанционным способом, является обязательным соблюдение соответствующих норм, закрепленных в Правилах продажи отдельных видов товаров и в Законе РФ «О защите прав потребителей».
Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Следует при этом помнить, что возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у покупателя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца, в том числе и на свидетельские показания.
Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращённого товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.
В случае если покупателю передаётся товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и/или) упаковки товара, покупатель может не позднее 20 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.
Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2-х лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.
Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, аналогично, как и в случае приобретения товара в стационарной торговой сети, вправе по своему выбору потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
— соразмерного уменьшения покупной цены;
— замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчётом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.
Начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Миллеровском, Чертковском, Тарасовском районах Харитонова Л. Н.