Интервью с Галиной Владимировной Рябошапко, директором центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Миллеровского района
Сколько пенсионеров находится в зоне интересов Вашего центра?
В Миллерово и Миллеровском районе мы обслуживаем 1500 пенсионеров, которые пользуются услугами социальных работников центра на дому.
А сколько сотрудников обслуживают этих пенсионеров?
В среднем 300 человек. У нас есть постоянные работники, а есть временные.
Получается нагрузка на одного работника – 5 человек.
Пять-семь человек, в зависимости от того, есть ли удобства у подопечного или нет.
Скажите, пожалуйста, что входит в обязанности сотрудников?
В обязанности сотрудников нашего центра входит выполнение социально-бытовых услуг, услуг при оформлении каких-либо документов (например, заполнение квитанций по оплате коммунальных услуг, их оплата), медицинские услуги (при необходимости отвести пенсионера в поликлинику, поводить его по врачам, пригласить на дом врача, в случае необходимости). Есть у нас два отделения социально-медицинских (по 30 человек) – для лежачих больных. Там социальный работник ходит не три раза в неделю, как в обычном отделении, а четыре раза в неделю, медицинский работник ходит каждый день. Очень часто подопечные города и района прибегают к услугам нашего центра, и все остаются довольны.
Эти услуги платные или бесплатные?
Есть услуги гарантированные, то есть бесплатные, и есть дополнительные услуги – платные. Идёт градация по пенсии – если человек меньше получает, то он либо вообще не платит, либо платит меньше, если пенсия побольше – платит немножко больше.
Пенсионерам по карману оплачивать данные услуги?
Мы изучали статистику – в среднем получается 300 рублей в месяц. Думаю, что эти расходы пенсионеры могут себе позволить, в случае необходимости. Это вполне доступно.
По статистике, у мужчин средняя продолжительность жизни меньше, чем у женщин. Поэтому, наверное, Вашими услугами пользуются в большей степени женщины?
Да, так и есть.
Вы сказали, в центре трудятся порядка 300 человек…
Это только социальных работников столько, у нас ещё есть аппарат, водители, технический персонал.
То есть, если нужно пенсионера отвезти в поликлинику, есть свой транспорт?
Да. При этом если человек одинокий, то мы ему предоставляем транспорт, а если у подопечного есть дети поблизости, тогда стараемся их привлекать для транспортировки в поликлинику, например, чтобы дети тоже принимали участие.
Вернёмся к социальным работникам. Учитывая контингент, с которым они работают, а это люди в возрасте, нервная система которых с годами лучше не становится, работникам приходится быть психологами. Социальные работники проходят какие-либо курсы, чтобы корректно и внимательно общаться с подопечными?
Когда приходит человек устраиваться на работу, а люди разные приходят, то, конечно же, он интересуется, какую работу ему придётся выполнять, каким образом это делать. Мы ему рассказываем перечень обязанностей и проводим так называемый вводный инструктаж или вводное обучение. Далее соискатель уже сам принимает решение, сможет он работать в нашем центре или нет. Одни, узнав подробнее об обязанностях, отказываются, другие наоборот, не видят ничего особенно сложного – всё зависит от человека. Конечно же, работающие у нас люди должны быть добрыми душой, воспитанными. Потому что каждое слово, если оно не культурно сказано, может обидеть подопечного. Поэтому и психологи мы, и воспитатели. Ещё социальный работник должен уметь и поговорить с подопечным и выслушать его. Ведь если человек остаётся один в преклонном возрасте в силу каких-то обстоятельств, ему одиноко. Он социального работника ждёт как свет в окошке и не только из-за помощи, но и возможности просто поговорить, пожаловаться или наоборот поделиться нечаянной радостью.
В Вашем центре есть компьютерный класс?
Да.
И что, пенсионеры осваивают новую для себя технику?
Запросто. Они приходят к нам, занимаются. Раньше, когда мы находились в другом помещении, здание позволяло оборудовать компьютерный класс с четырьмя единицами техники. Сейчас у нас пока работают два компьютера, потом думаем увеличить их количество. В первое время после открытия компьютерного класса к нам на обучение приходило очень много пенсионеров. Мы привлекали волонтеров — студентов из техникума для проведения обучения. Многие подопечные общались со своими родственниками, внуками, находящимися за границей или в далёких уголках нашей России с помощью новых технологий, таких как скайп (видео-звонок). У нас и Интернет подключён, и вэб камеры есть. Так что люди вначале проявляли очень большую активность. Потом несколько поостыли. Но и сейчас компьютерный класс работает, и у кого есть желание – приходят занимаются, общаются. Два раза мы реализовывали областную программу по обучению компьютерной грамотности. Тридцать человек один раз, а потом ещё тридцать прошли обучение на базе училища в течение двух недель.
Я слышал, на базе Вашего центра есть дом престарелых?
Да. Он расположен на въезде в ст. Мальчевскую. Ему уже 8 лет, рассчитан он на 20 человек. Двухэтажное здание нам подарил бывший руководитель хозяйства. На сегодняшний день в доме престарелых проживают 22 человека. Люди очень разные. Бывает, что у человека 4 детей в Миллерово, а он не хочет быть им обузой и добровольно переехал в дом престарелых. А бывает, что привезут женщину, бросят и забывают об её существовании, она никому не нужна. Наши работники стараются окружить людей, попавших в дом престарелых, теплом, сочувствием, заботой. От проявленного внимания, доброты люди расцветают на глазах. Они живут, как большая семья. Подопечных немного, поэтому сотрудники могут каждому уделить внимание. Я считаю, что это очень хорошо, что у нас есть социально-реабилитационное отделение. Люди довольны. Там есть земля… Все те, которые могут ходить, они же не могут сидеть без дела, занимаются огородом. Они у нас сразу поправляются, получают хорошее питание. Следят за собой, стараются выглядеть хорошо. А если новый мужчина придёт? Всё как у всех, как всегда, невзирая на возраст, человек остаётся человеком – им хочется нравиться друг другу, хочется внимания. Конечно, помимо огорода, есть там и телевизор, и антенну спутниковую мы подключили, и культ-организатор проводит все возможные мероприятия. Часто приезжают с выступлениями воспитанники Мальчевской музыкальной школы, домов культуры, и «Хуторяночка» приезжала, то есть стараемся организовать досуг наших пенсионеров.
Вы сами давно в этой области трудитесь?
Лет пятнадцать.
По долгу службы, Вы часто общаетесь с одинокими пенсионерами. Может, дадите совет, как нужно воспитывать детей, чтобы в старости не остаться одному, без помощи и поддержки со стороны родственников, чтобы дети не забывали родителей?
Вы знаете, я убедилась, что детей нужно воспитывать личным примером. Если Вы заботитесь о своих родителях, Ваши дети это увидят и скорее всего, будут с такой же заботой относиться и к Вам. Если этого нет, то не стоит ждать заботы в будущем от детей.
Не так давно центр переехал в другое здание?
Административный аппарат, заведующие отделением, социальные работники находятся по пер. Дачному, напротив инфекционного отделения больницы, а клуб по интересам – по ул. Гаврилова за фондом медицинского страхования.
В связи с тяжёлыми погодными условиями, сильными морозами, снегопадом до этого, оказание помощи не прерывалось?
Ни в коем случае. Бывало, что люди и в позднее время суток звонили, просили привезти воды. И просьба эта была выполнена. В этом году, слава Богу, не было случаев, когда перемерзало отопление или случались порывы. А в прошлом году такие ситуации возникали. Приходилось отогревать подопечных, дежурили у них по ночам. В итоге, совместно с городской администрацией (спасибо В. С. Макаренко, который прислал бригаду), бабушке замёрзнуть не дали, отопление починили.
Кстати, по информации из скорой помощи, в этом году была ситуация, когда женщина в возрасте замёрзла.
Я знаю эту печальную ситуацию. Бабушка пошла курочкам водички дать, толком не одевшись, на босу ногу и на улице с ней случился сердечный приступ. Так как жила одна, вовремя помощь оказать не кому было. В этой трагической ситуации никто не виноват, дело случая. Насколько мне известно, дочка неоднократно предлагала забрать её к себе, бабушка всегда отказывалась.
Опять же, по информации из скорой помощи, очень много переломов и ушибов люди получают при падении в собственном дворе. Ваши сотрудники помогали подопечным расчистить двор от снега, посыпать дорожки?
Безусловно. Это входит в их обязанности. Снег расчищают, посыпают дорожки песком, уголь приносят, воду. Даже в новогодние каникулы социальные работники выходили на службу два раза за период, чтобы пенсионеры не остались без необходимых продуктов.
Как государство оценивает нелёгкий труд социальных работников? Какова у них заработная плата?
До 2013 года заработная плата соцработников оставляла желать лучшего. Но с сентября месяца 2013 года, по указу Президента РФ, оплата труда наших сотрудников существенно повысилась. Так, за декабрь 2013, средняя заработная плата составила 10308 рублей, при этом один может получить 15000 рублей в месяц, другой 8000 рублей – всё зависит от качества и объёма оказанных услуг. За январь 2014 года средняя заработная плата составила порядка 14000 рублей. Поэтому социальные работники довольны, оплата их труда выросла. Но ещё раз уточню, не у всех она одинаковая. Все зависит от старания, от качества обслуживания.
А как Вы проверяете качество оказываемых услуг?
У нас создана собственная независимая комиссия по оценке качества. Пара заведующих отделениями ездят и проверяют, каким образом оказаны услуги. Всё протоколируется и потом рассматривается на комиссии. Если выявлены недочёты – принимаем меры, кого-то поругали, кого-то направили на правильный путь, а кого-то поощрили за хорошую работу, с кем-то приходится расстаться. Это очень строго контролируется.
Подопечные свою благодарность как-то выражают?
О, да. Есть среди социальных работников свои любимицы у подопечных. Когда какая-нибудь сотрудница идёт в отпуск, другая должна прийти на замену. Но часто подопечные отказываются, ждут из отпуска своего работника, и не потому, что сменщица плохо работает, а потому что к своей привыкли, доверяют ей.
Вы, как руководитель, отслеживаете сторонний опыт, например заграничный по обеспечению работы по уходу за пожилыми людьми?
Обязательно. Я участвовала в интерактивном (посредством Интернета) семинаре, где нас ознакомили с работой подобной службы в Финляндии. Потом рассказывала сотрудникам.
А что-нибудь удалось позаимствовать?
Да, кое-какие наработки мы используем. Некоторые пока не представляется возможным применять у себя, а очень бы хотелось. Так, например, в Израиле подопечных в клуб по интересам доставляет специальный автобус. К дому подъехали, привезли-увезли. У нас пока на это средств нет. Но, думаю, со временем всё будет меняться. Будем ждать лучшего, надеяться на это.
Беседовал А. Архонтов