От идеи подработать переписчиком мои близкие были, мягко говоря, не в восторге. Причин этому немало. Здесь и риск заразиться ковидом, и, если верить интернету, негативное восприятие населением переписчиков и переписи в целом, и просто опасность попасть на неадекватных людей во время прохождения по адресам.
Однако интерес поучаствовать в таком важном государственном деле, пообщаться с людьми на передовой победил сомнения, и я приступила к работе.
Следует отметить, что являясь сторонником прививочной кампании, вакцину я поставила еще летом и ковида не опасалась. К тому же правильно надетая маска, перчатки и антисептик стали моими верными спутниками. К этим атрибутам современной жизни нам, переписчикам, выдали планшеты, инструкции, фирменные шарфики и жилеты. И, конечно же, удостоверения, по которым в дни переписи, кстати, можно было ездить на местном транспорте бесплатно.
В первый день или даже час работы переписчиком я испытывала некую неловкость. Как встретят люди, как правильно сделать запись в планшет, как выстроить маршрут на своём участке? Вопросов возникало множество. Совсем скоро я освоилась, пришла уверенность в своих силах и дело пошло.
Можно сказать, мне повезло. На своём участке я не встретила откровенно агрессивных людей, и даже ни одна собака меня не покусала.
Люди старшего поколения были приветливы, воспринимали перепись, как должное, и не понимали, почему кто-то отказывается от неё. Часто благодарили, радовались, что им не придется идти на стационарный участок, предлагали выпить чаю.
Встречались, конечно, и сомневающиеся в целесообразности переписи. Некоторых настораживали вопросы об источниках дохода и жилищных условиях, но после разъяснений большинство людей давали ответы и позволяли их переписать.
Огорчала реакция молодых людей, которым интернет-пропаганда внушила, что перепись нужна лишь только для того, чтобы узнать, сколько людей умерло от ковид. Попадались и те, кто уверял, что всех переписавшихся насильно заставят делать прививки. Откуда берутся информационные вбросы, заставляющие людей верить в эту ерунду, остается только догадываться. Приведённые аргументы, что перепись проходит раз в десять лет во всех странах мира и что она была запланирована еще до ковид, заставляли респондентов задуматься, и они все-таки соглашались переписаться. Тех, кто отказывались наотрез, было очень мало, буквально 2-3 человека, да и их, в конце концов, удавалось убедить.
За три недели переписи я исходила свой участок вдоль и поперек. По некоторым адресам случалось приходить не то, что два-три раза, а все пять, шесть, восемь, чтобы застать хозяев на месте и переписать их. На многих улицах меня уже встречали как родную, здоровались, интересовались успехами в этом нелегком деле, желали удачи. Организовались и добровольные помощники, которые советовали когда лучше прийти, чтобы застать соседей дома, провожали, подсказывали, помогали достучаться. За что им большое спасибо.
Хорошим подспорьем для переписчиков стало новшество этой переписи – возможность для каждого жителя, кто имеет учётную запись на госуслугах, пройти её на сайте. Тогда информация автоматически попадала в планшет переписчика, и нужно было её просто подтвердить, удостоверившись, что количество переписанных людей совпадает с количеством проживающих на данном адресе. Планируется, что в дальнейшем будет именно такой цифровой формат переписи. С одной стороны это, конечно же, удобно, а с другой – пользуясь благами интернета, мы всё больше отдаляемся друг от друга, и, как это ни странно, многие люди, особенно пожилые, испытывают дефицит общения. Когда я во время переписи попадала на таких, они искренне радовались возможности поговорить с живым человеком, рассказывали о своей судьбе, своих интересах, о чём-то личном.
По итогам полученной информации можно сделать некоторые интересные выводы. Конечно, на истину я не претендую, но закономерность прослеживается. Так, люди, имеющие высшее образование, чаще живут в добротных домах со всеми удобствами. В стесненных условиях без удобств живут респонденты, окончившие в свое время только школу и не получившие образования совсем. В нашем 21 веке встретилась мне взрослая женщина, которая не умеет читать и писать, но это обстоятельство связанно с особенностями проживания людей определённой национальности.
Свои выводы сделают и статистические органы. Собранные данные позволят скорректировать социальные программы, направленные на улучшение жизни населения, дадут более полную картину о возрасте, образовании, семейном положении наших граждан.
Работать переписчиком мне было очень интересно. Вначале пришлось выйти из зоны комфорта, разбираясь с адресами, подбирая ключики к негативно настроенным людям.
Один раз я чуть не проколола ногу огромным гвоздем, наступив на доску возле какого-то дома, гвоздь прошил подошву насквозь, но ногу, слава Богу, не задел.
Но вот перепись подошла к концу, и я даже буду скучать по вечерним прогулкам и по моим активистам, благо живу в том же районе. Подумалось, а не устроить ли нам будущим летом, если ситуация с ковидом позволит, праздник соседей?.. Чтобы встретится снова уже в другой обстановке, поболтать и пообщаться.
А. Синякова