Культура идёт из семьи

Интервью с Евгением Павловичем Лысенко, главным специалистом отдела культуры Миллеровского района.

25 марта работники культуры отметили свой профессиональный праздник, с которым мы и поздравляем Вас. Скажите, вы в сфере культуры работаете с какого года?

С 1977 года.

Во все времена считалось, и трудно с этим утверждением поспорить, что культура имеет неотъемлемое значение для развития любого общества. Было время в нашей новейшей истории, когда культуре вообще не уделялось внимание, сейчас ситуация меняется в лучшую сторону. Сегодняшнее общество, на ваш взгляд, отличается от общества 20 лет назад, именно по культурной составляющей?

Безусловно. Общество идёт в ногу со временем, многое упирается в финансирование. Если раньше дети шли заниматься от сердца и от души, то сейчас многие, но не все, ищут материальную выгоду для себя в будущем. Хотя энтузиасты есть, куда же без них.
Сейчас в нашем районе наблюдается подъём хореографии. В 70-х годах таких коллективов насчитывалось два: под руководством Андреева Альберта Евгеньевича и Драгомерецкой Элеоноры Стефановны, то сейчас их не менее восьми, только в Миллерово, причём выступают на высоком уровне. Помимо этого у нас работают кружки народно-прикладного искусства, декоративного искусства. На область выставляем работы наших умельцев, которые занимают достойные позиции.

Освящая различные спортивные и культурные мероприятия, мы пришли к выводу, что для организации досуга детям нужно только желание. В Миллерово есть множество кружков и секций для занятий.

Видимо, ребятам надоели телевизоры, компьютеры, появилось желание выразить себя в творчестве, спорте. Совместными усилиями удаётся увлечь детей, молодёжь, может хоть и не 100%, но оторвать их от улицы, показать интересную жизнь соревнований, выступлений.

Человек так устроен, что не может стоять на месте – всегда хочется чего-то большего. И несмотря на то, что в последние годы стало больше внимание уделяться культуре, тем не менее, остаётся много нерешённых проблем. По вашему мнению, чего в первую очередь не хватает учреждениям культуры?

Начнём с того, что во многих учреждениях культуры, особенно в сельской местности, слабая материально-техническая база. Это основная причина того, что они не могут работать на 100% эффективно. В бюджетах муниципалитетов не предусматриваются средства для участия коллективов в международных, всероссийских конкурсах; приходится искать спонсоров, и не всегда они находятся. Конечно, глава района и глава города помогают, если есть такая возможность, всегда откликается и спонсирует многие поездки и мероприятия А. А. Громов.

Эта проблема характерна, наверное, не только для Миллеровского района?

Безусловно, она носит всероссийский характер. Раньше, в советское время, средства на поездки выделялись регулярно. Сейчас времена другие, радует хотя бы уже то, что на культуру власти на уровне Президента и губернатора стали больше обращать внимание. Например, меня обрадовало известие о том, что глава государства возрождает нормы ГТО.

То есть время, когда отрицали всё советское, в том числе и полезное, прошло. Страна, наконец, решила воспользоваться наработанным опытом.

И я это приветствую. И не только я, а все работники культуры. Кстати, до недавнего времени не было Дня культработника. Когда этот праздник появился, мы — работники культуры — воспряли духом. И дело здесь не в празднике как таковом, а во внимании, нам оказываемом.

Сколько детей в Миллеровском районе занимаются в кружках учреждений культуры?

У нас 390 формирований по району, из них 296 – художественная самодеятельность. Это без любительских направлений.

Хотелось бы ещё поговорить об уровне практической культуры. На мой взгляд, он снизился в современном обществе. Как Вы считаете, почему?

Потому что нет тех организаций, которые держали бы в неких рамках подрастающее поколение. Раньше были пионерские, комсомольские организации. Провинился – стой красней перед всем коллективом, и было стыдно, повторять ошибок не хотелось. Теперь этого нет, лишний раз и замечание школьнику не сделаешь – или сам нагрубит, или родителям пожалуется, а те вместо того, чтобы разобраться, придут и устроят скандал, что дитятку обидели. Конечно, такое случается не всегда, но бывает. Плохо, когда родители перекладывают ответственность воспитания детей на учреждения культуры, образования. В первую очередь, всё закладывается в семье, всё идёт из семьи. Задача педагогов научить ребёнка чему-либо, задача родителей – воспитывать. Когда всё работает, как единый механизм, на выходе получаем воспитанное культурное общество.

Беседовал А. Архонтов