C первых минут жизни ребенок постоянно соприкасается с вещами окружающего его нового мира. Весь этот мир вещей в первую очередь должен защитить ребенка от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
Использование ранцев ученических для переноски учебников, тетрадей, пеналов, письменных принадлежностей более целесообразно, чем портфелей. Переноска книг и ученических принадлежностей в ранце на спине способствует более равномерному распределению нагрузки и формированию правильной осанки.
Регламентируются размеры, вес, конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности материалов, из которых изготовлены ранцы, рюкзаки, портфели для детей.
Размеры изделий для обучающихся начальных классов должны отвечать следующим требованиям:
длина (высота) — 300-360 мм*
высота передней стенки — 220-260 мм*
ширина — 60-100 мм*
длина плечевого ремня, не менее — 600-700 мм*
ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400-450 мм), не менее — 35-40 мм*
*допускается увеличение размеров не более чем на 30 мм.
Вес портфелей, школьных ранцев и аналогичных изделий для обучающихся начальных классов должен быть не более 600-700 грамм, для обучающихся средних и старших классов – не более 1000 грамм, безопасный для здоровья детей и подростков вес содержимого школьного рюкзака или портфеля не должен превышать 3,7 кг, для учащихся 3-6 классов – 2,2 кг, 7-8 классов – до 3,3 кг, 9-11 — от 3,2 до 3,7 кг.
Для того, чтобы обеспечить условия безопасного использования ранца, необходимо строго соблюдать и постоянно контролировать вес ранца с ежедневными учебными комплектами. В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.
Ранец должен иметь достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса, а для детей начальных классов ранцы обязательно должны быть снабжены формоустойчивой спинкой;
Портфели, школьные ранцы и аналогичные изделия для детей должны быть безопасны для здоровья детей и отвечать требованиям безопасности по органолептическим, санитарно-химическим, физико-гигиеническим и токсиколого-гигиеническим показателям;
Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. Соприкасающиеся с кожными покровами учащихся конструктивные элементы ранцев, рюкзаков, портфелей не должны оказывать местного кожно-раздражающего действия. Материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным. При использовании жесткого материала рекомендуются специальные накладки.
Педагогам и родителям следует воспитывать у детей бережное отношение к ранцу и содержать его в чистоте.
В целях предупреждения развития патологической осанки и неблагоприятного воздействия на организм детей целесообразно:
выносить на обсуждение проблемы «тяжелого ранца» на родительских собраниях и в педагогических коллективах;
проверять ежедневно содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей;
приобретать (по возможности) второй комплект учебников для постоянного использования и хранения в классе.