Интервью с зам. начальника УПФР в г. Миллерово и Миллеровском районе Богдановой Еленой Владимировной.
- Можно ли что-то оформить в Пенсионном фонде полностью дистанционно, не выходя из дома?
Можно. И таких услуг – не одна. Начнем с того, что услуги ПФР в электронном виде можно получить двумя способами – в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР или на портале госуслуг. Обязательное условие – это регистрация на портале госуслуг. С логин и паролем для входа на этот портал можно также войти в Личный кабинет на сайте ПФР. Дополнительной регистрации на сайте ПФР не требуется.
Популярность электронных сервисов растет. В числе самых востребованных – подача заявлений на назначение пенсии и заявлений о способе доставки пенсии.
- Пенсию можно назначить, не приходя лично в Пенсионный фонд?
Можно, но при соблюдении нескольких условий. Как это сделать? В соответствующем разделе в своем Личном кабинете за месяц до наступления права на пенсию заполнить все необходимые личные данные, указать, за каким видом пенсии вы обращаетесь, есть ли у вас иждивенцы, работаете ли вы в настоящее время. Здесь же сразу можно подать заявление о способе доставки – выбрать дату начала доставки и способ – через почту, кредитную организацию, с которой у Пенсионного фонда заключено соглашение. Можно определиться со способом доставки позднее.
После этого вы сможете через свой кабинет отслеживать движение и статусы своего заявления. А тем временем специалист клиентской службы территориального органа ПФР в течение 1 рабочего дня проверит по базам данных ПФР наличие макета бумажного и (или) электронного выплатного дела; через информационные ресурсы ПФР проверит полноту и достоверность документов, находящихся в макете выплатного дела. Макет — это пакет документов для назначения пенсии, который формируется заблаговременно. Мы рекомендуем всем гражданам предпенсионного возраста за год до наступления права на назначение пенсии обращаться в территориальный орган ПФР с этими документами.
Подать документы на назначение пенсии может как сам гражданин, так и его работодатель. Если макет выплатного дела заранее сформирован, через свой кабинет человек получит уведомление о назначении ему пенсии.
- Таким образом можно назначить все виды пенсии?
Да, можно назначить накопительную пенсию по линии ПФР, страховую пенсию (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсию по государственному пенсионному обеспечению, в т. ч. социальную.
Кроме того, в «Личном кабинете гражданина» на сайте ПФР работают сервисы по назначению срочной и единовременной выплаты из средств пенсионных накоплений.
Напомню, что для получения выплат из средств пенсионных накоплений должны совпасть два фактора: человек должен иметь право на назначение страховой пенсии и иметь средства пенсионных накоплений.
Если пенсионные накопления гражданина составляют 5 и менее процентов по отношению к общему размеру его пенсии, все накопления выплачиваются единовременно. Срочная выплата может включать в себя только средства Программы государственного софинансирования пенсии или средства материнского капитала, если мама-владелица сертификата направила его средства на формирование пенсии. Продолжительность такой пенсионной выплаты гражданин определяет сам, но она не может быть менее 10 лет. В остальных случаях пенсионные накопления выплачиваются в наиболее привычном виде – в виде накопительной пенсии, которая является пожизненной.
Порядок подачи такого заявления максимально упрощен. Вы вводите личные данные, причем часть из них уже есть в кабинете, для срочной выплаты выбираете срок – не менее 120 месяцев, для единовременной выплаты — способ получения этих средств, например, через Почту России или на банковскую карту. Приходить в ПФР лично не нужно.
- А разные социальные выплаты тоже можно оформить, не выходя из дома?
Да, можно оформить ежемесячную денежную выплату, положенную различным категориям льготников. В этом случае в течение пяти рабочих дней после подачи электронного заявления гражданину следует обратиться в территориальное управление ПФР со всеми документами, подтверждающими право на ЕДВ. Полный перечень документов приведен на сайте ПФР в разделе «Жизненные ситуации / Как получить ежемесячную денежную выплату (ЕДВ)» (http://www.pfrf.ru/knopki/zhizn/~430). Эта услуга тоже популярна.
А в конце января 2017 года введен новый электронный сервис в Личном кабинете гражданина – по распоряжению набором социальных услуг (НСУ).
- Уже есть первые заявления?
Конечно есть. Сервис позволяет подавать электронные заявления о предоставлении НСУ, отказе от него или возобновлении получения.
- Бывает так, что пенсионеры не знают точно, какие выплаты им назначены. Можно узнать об этом в Личном кабинете?
Можно. В разделе «Пенсии и социальные выплаты» можно получить информацию о пенсионном обеспечении и установленных социальных выплатах и заказать справку о размере пенсии и иных социальных выплатах и выписку из федерального регистра лиц, имеющих право на получение социальной помощи. Подобная услуга есть и на портале госуслуг.
- Есть еще одна категория граждан, которые весьма активны в сети. Это молодые мамы. Для них Пенсионный фонд также подготовил электронные сервисы?
Да, это услуги, связанные с материнским капиталом. Это возможность подать заявление на получение сертификата, на распоряжение его средствами – сделать это можно как в Личном кабинете на сайте ПФР, так и на портале госуслуг. После подачи таких заявлений нужно обратиться с документами в территориальный орган ПФР. Популярностью пользуются сервисы подачи заявления на получение сертификата на материнский капитал и на распоряжение его средствами.