24 января 1919 года – трагическая дата в истории России – начало геноцида в отношении казачества.
Начало ему положило циркулярное письмо ЦК об отношении казакам, принятое Оргбюро ЦК РКП (б) 24 января 1919 г. Оргбюро было создано на заседании ЦК РКП (б) 16 января 1919 г., для подготовки VIII съезда партии и для решения оперативных организационных вопросов в составе Я.М. Свердлова, Н.Н. Крестинского и М.Ф. Владимирского.
Идеологи «мировой революции» ничего не знали об этом народе, считали его «опорой самодержавия» и решили уничтожить казачество, как класс.
В ходе расказачивания погибли тысячи невинных людей. По разным оценкам, было уничтожено от 1,5 до 2 млн. казаков, казачек, их отцов, братьев, детей.
Станицы переименовались в сёла, хутора в деревни. Не разрешалось произносить даже само слово «казак».
Донбюро не только не вступилось за казаков, но и приняло решения, усиливающие террор.
«Во всех станицах, хуторах немедленно арестовать всех видных представителей данной станицы или хутора, пользующихся каким – либо авторитетом, хотя и не замешанных в контрреволюционных действиях и отправить их, как заложников, в военно – революционный трибунал.
Составить по станицам под ответственность ревкомов списки всех бежавших казаков, то относится и к казакам, без всякого исключения, арестовывать и направлять в районные трибуналы, где должна быть принята высшая мера наказания.
Подумать только: кто же они – самые авторитетные люди в станице, кого надлежало брать в заложники? По традиции это отважные казаки, доблестно сражавшиеся за Отечество. В любой станице знали и почитали казаков, отличившихся на службе, и теперь именно их в первую очередь ожидала расправа.
Репрессии в станицах начинались неожиданно. Скорый суд вершили ревкомы, состоящие из людей пришлых. В станицы входили вооруженные отряды. Одних вели на расстрел, других заложниками увозили на подводах. Куда, зачем, за что???
Как это было понять казаку, как смириться? Бежать, куда глаза глядят, убраться от этого произвола, и на это у казака не было права, по директиве он сразу попадал под расстрел. Да и о содержании директив казачеству не было известно.
Одна трагедия повлекла за собой другую. Казаки взялись за оружие. На Верхнем Дону вспыхнул мятеж. От одной станицы к другой стекали конные отряды, ряды мятежников быстро увеличивались.
Вот как описывает М.А.Шолохов это время – «в конце улицы, упиравшейся в белый лобастый скат горы, показались двое верховых…… Миновав соседний переулок, доскакали. Передний, старик в зипуне нараспашку, без шапки, с потным, красным лицом и рассыпанными по лбу седыми кудрями, молодецки осадил лошадь, до отказа откидываясь назад, вытянул вперед правую руку.
— Что же вы, казаки, стоите на проулках, как бабы?! Плачуще крикнул он.
— Что же вы стоите, сыны Тихого Дона?! – еще раз крикнул старик, переводя глаза с Григория на остальных, отцов и дедов ваших расстреливают, имущество ваше забирают, над вашей верой смеются жидовские комиссары, а вы лузгаете семечки и ходите на игрища?! Ждете, покель вам арканом затянут глотку? Докуда же вы будете держаться за бабьи курпяки?
… Встаньте! Возьмите за оружию! …. На конь, казаки, покуда не поздно!….»
Широко разлилось восстание. Центром его стала станица Вешенская. Возглавил восстание Павел Кудинов. Число восставших в мае 1919 года доходило до 40 тыс. человек.
Советское правительство срочно исправляло содеянное, изворачиваясь во лжи, комиссары говорили о «перегибах на местах», обещали вернуть казакам отобранные права, казачье самоуправление. Но им уже не верили. Нельзя было вернуть тысячи и тысячи расстрелянных, сожженные курени, отобранное и промотанное имущество, — кончилась вера. Террор сделал свое дело. Многие колебавшиеся казаки ушли в Добровольческую армию.
Когда весной 1920г. Красная Армия, наступая, заняла Дон, многие тысячи казаков и их семьи отступали с белыми на Кубань и в Новороссийск. Только из Донского корпуса ушло за рубеж с белой армией более 30 тыс. казаков.
Да, многие казаки, в том числе казачьи офицеры, воевали в Красной Армии, поверив идее общей справедливости, равенства, братства. Много было колеблющихся, не понимавших до конца смысла происходящего, но они вынуждены по мобилизации становиться в ряды тех или других. Законы войны жестокие и люди на войне ожесточаются. На фронте противоборствующих сторон все более или менее понятно, но в войне гражданской ожесточение доходит до крайности. И гибнут в этой войне люди всякие- молодые и старые, умные и не очень. Это трагедия человеческих судеб.
Дон в полной мере оплатил счета гражданской войне, лучшие сыны и дочери Дона пали в ее боях.
Восстания на Верхнем Дону серьезно обострило обстановку на Дону. Центральные власти усилили репрессии против казаков. 22 апреля 1919 г. ЦК РКП (б) утвердил резолюцию «… О полном, быстром и решительном уничтожении казачества, как особой экономической группы…», т.е. о формальной ликвидации казачества.
В активной форме (геноцид) расказачивание продлилось с 1919 по 1939 годы.
Были уничтожены практически все казаки старше 50 лет – таким образом, народ практически лишился памяти и традиций.
С 1949 по 1989 годы геноцид казачества проходил в латентной (вяло текущей) форме, т.е. в виде извращения, игнорирования, замалчивания и т.д. Исключение составил период Великой Отечественной войны, когда стали организовываться казачьи формирования в Красной Армии, казачьи хоры и т.д. Легализация казаков осуществлялась исключительно в политических целях, чтобы получить их поддержку в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.
Но несмотря ни на что, в течение всего времени, осталось казачье самосознание, привязка к своей казачьей земле; на внутрисемейном уровне продолжали сохраняться казачьи обряды и традиции.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что современное движения по возрождению казачества, начавшиеся в 90-е годы, является закономерным этапом многовековой истории российского казачества, новым витком его исторического развития.
Казачий народ, имеющий многовековую историю, свои самобытные традиции и культуру, несмотря на все беды и невзгоды, выстоял и возродился!
«Слава Богу, что мы казаки!»
Елена Субботина, помощник Атамана юрта по казачьему образованию, идеологии и работе со СМИ