Не так давно редакция газеты «Наш край» объявила о создании карты неблагополучия города. Первый материал о доме № 44 по ул. Российской уже был опубликован. Как и следовало ожидать, этот материал далеко не последний. За новым расследованием мы и застали в понедельник в центре города редактора вышеупомянутой газеты Павла Лавронова с двумя корреспондентами. Проблема, которой они занимались, не новая – на ул. 1 Мая, в самом что ни на есть центре Миллерово, уже который год чудесным образом существует стихийная мини-свалка. О том, какие меры можно предпринять с помощью печатного слова, чтобы мусора в городе не было, мы и поговорили с главным редактором газеты «Наш край» Павлом Лавроновым и корреспондентом Ольгой Елисеевой.
Павел Алексеевич, сколько времени Вы уже провели на родине с момента возвращения?
Полтора года.
Вы с самого начала пребывания в Миллерово обратили внимание, что с мусором в городе, а точнее, с его складированием, не всё в порядке?
Мусор – это явление демисезонное. Зимой его как будто нет, весной он появляется вместо подснежников. Есть очаги несанкционированных свалок, которые, как с ними не борются соответствующие службы, возникают вновь и вновь. Это район песчаного карьера, где люди любят выбрасывать мусор и считают, что это традиция города. И вот недавно обнаруженная нами, хотя она постоянно там была, свалка на ул. 1 Мая. Наверное, люди, живущие там, просто не замечают того, что творится вокруг. Есть такая психологическая особенность у населения. Но может быть наш не замыленный журналистский глаз разглядел не подснежники, пробивающиеся из-под снега, а кульки с мусором, и мы хотим разобраться, почему вновь и вновь возникает в этом месте мини-свалка. В двухстах метрах от этого места находятся мусорные контейнеры, а люди почему-то упорно складируют мусор в центре города под многострадальное дерево.
Каким образом Вы намерены бороться с проблемами города, в частности с несанкционированными свалками?
Мы заявили на страницах газеты «Наш край» о начале новой акции – «карта неблагополучия». Мы нарисовали карту Миллерово и на ней отмечаем неблагополучные места. Это места несанкционированного скопления мусора, места, где есть проблемы общения населения с властью, проблемы с полицией, здравоохранением, торговлей – всё, что в нашем городе неблагополучного, мы хотим вписать в эту акцию и отметить на карте.
В таком случае, можно весь город закрасить на этой карте в цвет неблагополучия, так как наверняка есть люди с проблемами во всех перечисленных областях, такого просто быть не может, чтобы у населения не возникало проблем. И это актуально не только и не столько для Миллерово, но и для всей страны.
Замазать весь город нельзя, потому что мы создали и карту благополучия города Миллерово. И я могу сказать, что пока у нас в процентном соотношении от граждан больше поступает заявок о внесении событий в карту благополучия, 90% на 10% — в пользу благополучия. Карта неблагополучия создана не для того, чтобы в очередной раз вздыхать – как всё плохо в Миллерово. По моему мнению, важнее любой демагогии говорить о конкретных проблемах, и совместно находить пути их решения. Всем понятно, что есть недоработки во всех сферах, во всех структурах, но я из тех людей, которые стараются помогать власти в решении проблем населения, а не огульно ругать ради ругани.
Тут возникает несколько философский вопрос: возможно ли в наше время с помощью печатного слова как-то повлиять на ситуацию? Я давно в журналистике, и если в советское время слово печатное прозвучало в газете, то последствий жди неминуемо. Потом, с приходом свободы слова, очень много негативной информации, не всегда фактической, полилось со страниц изданий, с экранов телевизоров. Ну, пишут в газетах о чиновниках, о проблемах в здравоохранении, а все как работали на своих местах, так и работают, проблемы, как были, так и остаются.
Я с вами немножко и согласен, и не согласен. Может быть, для России в целом характерна та ситуация, которую Вы описали. Но мы живём в провинции, в маленьком городе. Нам, журналистам, легче озвучить органам власти те проблемы, которые волнуют население, найти совместное решение, дать разъяснения, получить от власти ответы.
Вернёмся к карте неблагополучия, расскажите поподробнее, как она работает.
Технология такая – к нам в редакцию поступает обращение, посредством письма или телефонного звонка. Человек регистрируется, обозначает проблему, и мы начинаем вести мини-расследование. Мы рассматриваем мнение и со стороны обратившегося, и со стороны противоположной, так сказать, ответчика. Привлекаем к обсуждению специалистов, экспертов в конкретном вопросе, чтобы найти решение проблемы. Ну и пытаемся сами разобраться в ситуации.
На сегодняшний день, если попытаться найти «крайнего» в проблемах с мусором, насколько бы вы определили виновных, власти это или жильцы?
Я могу с полной уверенностью сказать, что проблема мусора, это проблема в большей степени самого населения. Есть законные тарифы на вывоз ТБО, есть законные условия, есть служба, которая на хорошем счету в Ростовской области (я говорю о службе ЖКХ). Мусор регулярно вывозится. Сейчас идёт разговор о строительстве мусороперерабатывающего завода экологически чистого. Но те моменты, когда граждане выбрасывают мусор по ул. Набережной, например, в реку; на территории песчаного карьера; в центре города, за памятником Ефимова, возле дома Ефимова – главного героя нашего города, по моему мнению, здесь даже журналисту сложно подобрать слова о моральном облике этих людей.
С конкретной проблемой мусора по ул. 1 Мая что делать?
По закону, установить контейнер на этом месте не представляется возможным, так как он должен находиться от ближайшего дома на расстоянии 15 м. Улица узкая, и если поставить контейнер, на следующий день придут жаловаться те же коммунисты, что нарушены все нормы установки.
Ближайшие мусорные баки в этом районе имеются?
Да, по ул. 23 февраля, буквально в двухстах метрах.
Это ведь недалеко, можно и пройтись.
Тут важную роль играет привычка. Люди привыкли выбрасывать мусор под дерево, которое уже умерло. Все деревья стоят нормальные, а это засохло.
Вы общались с людьми, которые там проживают. Как они обосновывают свою позицию?
Ольга Елисеева, корреспондент газеты «Наш край»:
Мы зашли в близлежащий дом, с трудом попали в калитку. На первом этаже обстановка такая же – кругом пакетики с мусором. Постучались в дверь, открыла бабушка Маша, как она представилась, ей 87 лет. Говорит: «Да, мусор здесь был всегда. Я лично за мусор плачу всегда, кроме зимнего периода, так как в холодное время мусор сжигаю в угольно-газовом котле. Так что мусор у меня не скапливается, а если и случается такое, то я его в общую куча подкладываю. Старенькая уже, до контейнера не дойти».
Павел Лавронов:
Судя по объёму свалки, там не одна бабушка мусор складывает.
Ольга Елисеева:
Другие жильцы двери нам не открыли. Выходя из дома, встретили работников ЖЭУ, которые пришли что-то чинить в этом доме. Они проявили бдительность, попросили предъявить удостоверения журналистов и сказали, что здесь давно уже проживают всего две бабушки.
Та бабушка, с которой удалось пообщаться, говорит, что мусор под дерево подкидывают все, не только жильцы. Из машин проезжающих выбрасывают, прохожие, идя мимо, из сумок достают и кладут.
Получается, что опять всё упирается в самосознание людей, как же его изменить?
Ольга Елисеева:
Может, стоит объединиться, убрать мусор, а на этом месте разбить цветочную клумбу.
Павел Лавронов:
Я считаю, что самым лучшим способом борьбы будет фиксация лица человека, сбрасывающего мусор. Штраф за такое деяние – 1500 рублей. Нужно создать прецедент, поймать нарушителя, оштрафовать его, опубликовать фото для публичного порицания, может, желающих выбрасывать мусор и поубавится.
Ещё хочу услышать Ваше мнение по поводу того, как люди выставляют мусор на отведённых площадках. Я не местный, первый раз в Миллерово увидел эти чудо-конструкции с крючками для подвешивания вёдер с мусором. Получается что-то вроде мусорного дерева…
Павел Лавронов:
Это забота жильцов о сотрудниках ЖКХ, чтобы они не наклонялись – подъехал, снял…
А я думал, это делают для того, чтобы собаки не разрывали пакеты с мусором. И всегда с сомнением относился к тому, что такая мера поможет против собак. Собака – животное умное, она и с крючков достанет, и с приличной высоты. А с эстетической стороны – мусорные деревья или мельницы (как конструкция сварена) город не украшают. Может быть, надо как-то по-другому оборудовать площадки под ТБО. Кстати, по этому поводу поступил вопрос от спортсменов, тренирующихся на новом футбольном поле, там мусорные контейнеры стоят рядом с центральным входом на стадион. Может, их следует если не перенести, то хотя бы огородить, чтобы взгляд не упирался на гору мусора? Но это вопрос, скорее не к Вам конкретно, а рассуждения вслух.
Павел Лавронов:
Когда стадион доделают, думаю, и эту проблему решат.
Вы недавно занялись проблемой мусора на ул. 1 Мая?
Вы нас застали в середине процесса. Мы поговорили с населением, отправили запросы в администрацию, в ЖКХ, чтобы собрать информацию, получить статистику по поводу оплаты за вывоз мусора в этом районе, пытаемся разобраться о легитимности существования этого мусорного места, чтобы не быть голословными.
И других мест складирования мусора.
Мы работаем локально. Разберёмся с этим местом, пойдём в другое. Одного материала в неделю достаточно, а иначе, как Вы сказали, мы закрасим весь город в цвет неблагополучия.
Как говорил Жванецкий в одном из своих монологов: «Сначала нужно всех посадить, а потом за хорошее поведение выпускать». Так и здесь, сначала закрасите, а потом, исправив ситуацию, будете стирать. Чтобы по возможности город стал свободным не только от мусора, но и от проблем.
Я считаю, что это наше благое начало принесёт свои плоды.
Беседовали А. Архонтов и А. Синякова