Интервью с Валентиной Алексеевной Лут, директором МОУ СОШ № 8.
На дворе декабрь месяц, можно подводить предварительные итоги года. Что знаменательного происходило в школе № 8?
В этом году наша школа отметила семидесятипятилетний юбилей. Было много гостей, присутствовал глава района (выпускник нашей школы), выступали дети – мероприятие прошло торжественно и в какой-то степени трогательно.
Работа ведётся каждый день: обучаем детей, участвуем в олимпиадах, проводим методические недели (неделя математики, информатики, начальных классов). Эти недели так разделены, что они идут у нас практически целый учебный год. А неделя начальных классов – это всегда событие. У нас в восьмой школе 16 начальных классов, в которых работают учителя разные, но в основном способные, грамотные, практически все с высшим образованием.
Активно участвуем в общественной и спортивной жизни Миллерово. Буквально на днях ученики выступали на городском форуме «Подари себе счастливую жизнь».
Восьмая школа, самая первая из города и района, переоборудуется в соответствие с президентской программой «Доступная среда».
Расскажите, пожалуйста поподробнее о «Доступной среде». Это во всех школах должно быть реализовано или только в Вашей?
Начинается с нашей школы, но должно быть во всех, и не только школах, но и других учебных заведениях, больницах, поликлиниках, спортивных школах, садиках, чтобы все дети могли посещать данные заведения. «Доступная среда» в школе — это возможность совместного обучения здоровых детей и ребят-инвалидов. В нашей школе на первом этаже в рекреации уже выложена специальная рифлёная плитка, которая послужит ориентиром для слабовидящих детей. Она неоднородная, там, где нанесены кружочки – это означает дверь, ровные полосы – можно двигаться беспрепятственно. Ещё установим поручни в коридоре.
Как Вы считаете, дети с ограниченными возможностями должны учиться вместе со здоровыми детьми?
Я была в г. Волгограде в специализированном интернате для детей инвалидов. Там прекрасное здание, которое приспособлено для приёма, проживания, обучения таких деток. Созданы все условия – поручни, ковровые дорожки, пандусы и т.д. Там есть различные кабинеты, в том числе физиотерапии, работают медицинские работники. Преподаватели, которые занимаются с этими детками, грамотные, подготовленные для такой работы. У нас школа общеобразовательная и для работы с детьми инвалидами педагогов потребуется переучивать. Мы, при всём желании, не сможем обеспечить тот уровень, которые есть в специализированных учреждениях. Поэтому, моё мнение, что деткам с ограниченными возможностями комфортнее обучатся в спецшколах. Но, со своей стороны, мы всё, что от нас требуется по «Доступной среде» сделаем. И возможность обучения детям инвалидам предоставим, хотя и будем рекомендовать (в каждом случае индивидуально) обратить внимание на специализированные школы.
На сегодняшний день в школе № 8 обучаются дети с ограниченными возможностями?
Слабослышащих, колясочников у нас нет. Есть один мальчик слабовидящий, есть дети, которые проходят надомное обучение, когда учитель индивидуально занимается с этим ребёнком.
Сейчас это уже отработанная система…
Да, всё отработанно, родители не обижаются. У нас есть такой случай, когда у ребёнка произошёл серьёзный перелом, ему на месяц назначено надомное обучение.
Помимо специальной плитки, какие ещё преобразования ждут восьмую школу по программе «Доступная среда»?
Будет сделан специальный туалет, чтобы можно было туда проехать на коляске и развернуться там. Для этого переоборудуется служебный туалет и часть туалета для мальчиков. Предусмотрен и отдельный вход для колясочников, который также будет сделан.
Мы уже оборудовали два рабочих места, которые стыкуются с кабинетами. На таком рабочем месте ребёнок, с помощью современной техники (компьютеров, видеокамер, интерактивных досок), будет видеть, что происходит в классе и сможет в любой момент задать интересующий его вопрос преподавателю, на который получит ответ.
Конечно, в связи с перестройкой учителя, ученики, родители испытывают некоторые неудобства. У нас ведь не так давно был сделан капитальный ремонт, и на протяжении всего этого времени (6 лет), мы свою школу держали в идеальной чистоте, как будто ремонт был сделан вчера. Хотелось бы, чтобы такие преобразования были заранее спланированы, например, когда был капитальный ремонт, сразу оборудовали бы школу под «Доступную среду».
Программа у учеников сложная, заканчивается вторая четверть – контрольные, а когда работает отбойный молоток – внимание детей удержать сложно, сложно не реагировать на шум. Мы эти обстоятельства и неудобства переносим достойно. Пока что ни одной жалобы со стороны родителей не поступало.
Второй этаж школы преобразования не коснутся?
Нет, всё оборудуется на первом этаже – кабинеты, столовая, туалет. На втором останется только библиотека. Для того, чтобы задействовать второй этаж, необходимо было установить лифт, что в нашей школе по техническим условиям не представляется возможным. Возможно библиотекарь, при необходимости, сама спустится и порекомендует и принесёт детям-инвалидам необходимую литературу. К тому же, у нас есть медиатека – можно выбрать необходимую книгу и попросить, чтоб её принесли.
Не получится так, что у Вас всё будет готово к приёму детей с ограниченными возможностями, а желающих обучаться не найдётся?
Мы должны быть готовы, если появятся такие дети и у них будет желание обучаться в нашей школе, предоставить им эту возможность.
До Нового года работы будут завершены?
Думаю, да.
Какие планы у Вас на будущий год?
Самое главное предназначение школы – давать детям прочные и крепкие знания, чтобы они смогли утвердиться в жизни. Моя задача, как директора, добиться того, чтобы процент качества знаний учащихся школы № 8 был как можно выше. Чтобы старшеклассники достойно сдали ЕГЭ и ГИА (государственная итоговая аттестация для девятиклассников), поступили в те учебные заведения, куда им хочется, куда они нацелились. С этим связаны все наши планы.
Какие-нибудь технические преобразования ожидаются?
Нам должны поставить две цифровые лаборатории для проведения уроков химии и биологии. Две такие лаборатории уже есть.
А что такое цифровая лаборатория?
Она представляет собой 14 ноутбуков (один для учителя, остальные для учеников). Евгения Александровна Плешакова, учитель начальных классов, уже апробировала лабораторию, у неё все хорошо получается. Изучая с первоклашками буквы, они находят их на клавиатуре, смотрят, как они пишется – работа уже ведётся. Учителя физики, химии, биологии только что прошли обучение для работы с цифровыми лабораториями.
Планируем заменить в столовой холодильное оборудование, так как предыдущее уже изношено, заказать тестомесильную машину побольше.
В прошлое воскресенье я был в лицее № 7 на турнире по мини-футболу. Меня неприятно удивило то, что, выйдя за двери школы, взрослые люди сразу же закурили, находясь на территории школы, хотя закон это строго запрещает. Как в вашей школе обстоят дела с курением, отслеживает ли кто-нибудь нарушителей?
На территории нашей школы курить запрещено. Если Вы выйдете во двор, то не найдёте ни одного окурка. Один наш работник, который курит, ходит за остановку общественного транспорта на перекур.
Ну и последний вопрос. Подготовка к празднованию Нового года уже началась?
Конечно. Младшие классы уже разучивают хороводные песни, стихи, готовят карнавальные костюмы. Обязательно установим ёлку в спортивном зале.