Интервью со Светланой Скорченко, руководителем образцового ансамбля танца «Дива» и образцовой вокальной студии «Дива+».
В последнее время прошла целая череда скандалов, связанных с детскими танцами. Так, в Оренбурге школьницы, участницы одного из хореографических коллективов, на отчётном концерте своей студии станцевали так называемый тверк, чем вызвали бурю эмоций в основном негативного толка. Этот танец довольно-таки зрелищный, но в исполнении несовершеннолетних выглядит вызывающе. Если у хореографов какие-то ограничения, рамки?
В принципе, хореографам дали полную свободу действий, особенно в современных танцах. Как контролируется репертуар? Если эти коллективы относятся к управлению образования, то здесь строгий контроль и отбор присутствует. Есть положения, нормативные документы регламентирующие, что и в каком возрасте может исполнять ребёнок. Если выступают какие-то частные школы, то отследить их репертуар не представляется возможным. Здесь всё зависит от личных качеств руководителя коллектива, от его образования, культуры. Тот танец, о котором Вы говорили, я видела, и у меня, и у нашего коллектива он вызвал шок. Мы крайне негативно относимся к такого рода искусству, тем более в исполнении несовершеннолетних. Однако подобное отношение сформировалось далеко не у всех. Совсем недавно наш ансамбль принимал участие в конкурсе, выставив на суд зрителей классические танцы. А первое место занял коллектив, который исполнял хип-хоп, с откровенными движениями, в современном стиле, где выступающие хлопали себя по мягкому месту, повернувшись им к зрителям, судьям. Поневоле задумаешься, а все ли мы делаем правильно. Как объяснить детям, почему почётные члены жюри выбрали именно этот танец? Получается, они сами пропагандируют вольности. В тоже время есть латино-американские, восточные танцы, которые исполняют, в том числе и маленькие дети. Следует ли здесь вводить ограничения?
По моему мнению, любой танец несёт в себе некий элемент эротики, даже вальс, даже лезгинка. Но это принимает какую-то мягкую форму, и смотрится не вызывающе…
Согласна. За репертуаром коллектива нужно следить. Зачем хореографы дали школьницам этот танец «с пчёлками»? Можно было бы поставить тот же хип-хоп, брейк-данс, если хочется чего-то современного. Зачем откровенно эксплуатировать сексуальность? Причём, по-видимому, безо всякой боязни.
У выступающих оренбургских девочек наверняка есть родители. Они имеют право жаловаться, знать, чему обучают их детей?
В прокуратуру можно написать жалобу в любой момент и по любому поводу. Насколько я слышала, родители там поделились на два лагеря. Некоторые были возмущены, а некоторые стали на защиту хореографов, руководителей студии не видя ничего постыдного в выступлении своих детей.
Наверное, законов, строго регламентирующих разрешённые танцевальные движения, нет. И здесь, как Вы сказали, нужно полагаться на морально-этические нормы руководителей. Но всё же как-то контролировать репертуар детских коллективов надо?
Безусловно. Незадолго до скандальных событий, в Ростове, насколько мне известно, во всех Домах творчества ввели запрет детям младшего и среднего возраста на исполнение современного направления в танцах, которое сейчас очень бурно развивается – модерн, джаз-модерн, контемпорари и т.д. Хотя это очень интересное течение, предполагающее минимум ярких костюмов, больше открытого тела, но без вульгарности. Однако вначале эти танцы стали давать детям от 5 лет, которые не понимали, что им следует исполнять под взрослую музыку, то есть дети выходят и танцуют не пойми что, не пойми о чём. То есть, шаги регулирующие репертуар детских коллективов в нашем регионе были сделаны ещё до скандала в Оренбурге.
Вы сами давно занимаетесь танцами? Советское время ещё застали?
Танцами занимаюсь с раннего детства. В пионеры меня ещё принимали, а вот комсомолкой быть не довелось, в связи с прекращением деятельности этой организации.
Я хотел сказать о том, что в советское время перед любым выступлением специальная комиссия отсматривала репертуар коллективов и определяла, стоит ли тот или иной номер показывать перед широкой публикой. Как Вы считаете, не стоит ли возродить эти методы во избежание каких-либо скандалов?
Честно сказать, в недалёком прошлом, уже после распада СССР, в Миллерово и так оставалась своеобразная цензура. Были комиссии, представители которых спрашивали, какие номера мы готовим к тому или иному концерту, просили показать эти номера, приходили на репетиции.
Вы считаете это правильным?
Не вижу ничего в этом плохого. Главное здесь не перегибать палку. А умеренный контроль не повредит. Ведь порою на наших городских мероприятиях можно увидеть такое, чего не следовало бы допускать к показу.
Но многие Вам возразят: «А как же свобода? Свобода выбора, свобода действий, за которую боролись 25 лет назад».
Речь идёт о детях, о защите их интересов, их нравственности. Тут нужно поступиться свободой. Но, как обычно, одними запретами ситуацию не исправишь. Посмотрите, что показывают по телевидению. Как выглядят наши звёзды, как они себя ведут. Дети невольно хотят быть похожими на своих кумиров, копируя их модель жизни, поведения. Поэтому начинать нужно оттуда, сверху, чтобы у молодёжи был достойный пример для подражания.
Сколько лет Вы сами являетесь руководителем танцевального коллектива?
В этом году будет 15 лет.
За это время были такие случаи, чтобы родители запретили ребёнку заниматься у Вас, мотивируя несогласием с выбранным репертуаром?
Что касается хореографии, то таких случаев не было. Когда мы начинали, у нас и восточные танцы были, и египетские. Многие до сих пор просят восстановить тот репертуар. Мы старались подать именно танец, передать через него культуру народа, а не выпячивать сексуальность, как это сделали в Оренбурге. Кстати, после скандала в наше управление образования, которому мы подчиняемся, пришла директива из Министерства образования Ростовской области проверить репертуар коллективов, выяснить, чем они занимаются и т.д.
А Вы в своём ансамбле танца обсуждали произошедшее в Оренбурге?
Да, и дети были в шоке. Для нас такие танцы неприемлемы. Мы за искусство, за красивые, а не примитивные номера.
Беседовал А. Архонтов