В Миллерово следственный комитет объявил войну журналистам

Больше года Миллеровский отдел СУ СК РФ по Ростовской области искал чёрную кошку в тёмной комнате. Надо сказать, получалось у них плохо. И это неудивительно. Трудно найти преступление там, где его нет. Но велико желание, однажды свернув с ровных путей в кривые закоулки домыслов и безосновательных предположений, не ударить в грязь лицом и найти хоть что-нибудь, мало-мальски похожее на нарушение закона. Мне это напоминает поведение маленького упрямого ребёнка. Всем вокруг уже очевидно, что он не прав, смотрят на кроху с жалостью, пытаются мягко его вразумить; но нет — он, глотая слёзы, упорно стоит на своём. Не понимая, что выглядит смешно и нелепо.

Это было лирическое вступление. Давайте перейдём к самой сути создавшейся ситуации.

В 2015 году в Миллерово было создано новое предприятие – МАУ МГП «Благоустройство». Как видно по названию, это предприятие призвано было заниматься благоустройством города. Чем оно и занимается по сегодняшний день. Создание новых муниципальных предприятий никогда не проходит мимо внимания горожан. Нужно было донести до населения необходимость создания нового подразделения Миллеровского городского поселения, рассказать людям о задачах, поставленных перед его сотрудниками, о функциях и полномочиях. Ну, и конечно же, о работе, которую взялись выполнять сотрудники предприятия. Для этой цели в штат МАУ «Благоустройство» была принята на работу Л. А. Дутова – человек известный в городе. Любовь Анатольевна более 40 лет работает журналистом, имеет огромный опыт в своей профессии, много лет трудилась в должности заместителя редактора местной газеты «Наш край». Ей, как говорится, и карты в руки. Но, к сожалению, здоровье подвело. Проработав несколько месяцев, Дутова вынуждена была уволиться из МАУ «Благоустройство». Когда встал вопрос, кем заменить опытного журналиста, сразу же возник и ответ – А. В. Синякова. Анна Владимировна с 2014 года вела сайт Миллеровского городского поселения. Собирала информацию, готовила материалы, делала фотографии, редактировала тексты. Именно с приходом Синяковой связано второе рождение сайта городской администрации. До 2014 года новости на сайте появлялись нерегулярно, можно сказать редко. Соответственно, и посещаемость сайта была крайне низкой – порядка 150-200 человек в месяц. Городской сайт стал интересен читателям, и вполне логично и предсказуемо посещаемость его выросла в разы. К примеру, в ноябре 2018 года посещаемость сайта Миллеровского городского поселения составила 12 923 уникальных посетителей, которые просмотрели 63 543 страницы. Учитывая, что в городе Миллерово проживает немногим больше 30 000 человек, включая детей, можно сделать вывод о том, что половина жителей города регулярно посещает сайт городской администрации. Кстати: добросовестность и профессионализм А. Синяковой, как редактора сайта, были отмечены на самом высоком уровне. Совет муниципальных образований РО признал сайт Миллеровского городского поселения лучшим в области. О чём и написано в Дипломе, вручённом в Ростове-на-Дону миллеровской делегации.

Так вот, в 2016 году А. Синякова была принята на работу в МАУ МГП «Благоустройство», чтобы готовить и размещать на сайте городской администрации (и не только на нём!) материалы о работе этого предприятия. И вот тут, как раз, и таится маленький нюанс, который так возбудил Миллеровский отдел следственного комитета. Так как в штатном расписании МАУ «Благоустройство» не существовало должности пресс-секретаря, специалиста по связям с общественностью, журналиста – Анна Владимировна была принята на должность системного администратора. Разумеется, работа журналиста несколько отличается от работы системного администратора, как отличаются и должностные инструкции специалистов этих профессий. В какой-то момент руководство комбината это осознало, и в должностную инструкцию сисадмина были внесены изменения. Добавили пункты взаимодействия со СМИ, подготовку новостных материалов, текстов, выработку стратегии информирования населения о работе предприятия и воплощения в жизнь этой стратегии. То есть, должностные инструкции были приведены в соответствие с выполняемой работой. И подписаны Синяковой (работником) и Качкиным (руководителем «Благоустройства»). На сегодняшний день, по информации из зала суда, в деле почему-то фигурирует первая должностная инструкция, в которой не отражена работа журналиста. Куда исчезла вторая, дополненная, ещё предстоит выяснить либо в этом судебном процессе, либо позже, во время будущей проверки деятельности Миллеровского отдела следственного комитета вышестоящей организацией.

Все события, происходившие при участии работников МАУ «Благоустройство», освещались на страницах городского сайта в полном объёме и на профессиональном уровне. Казалось бы: какие могут быть претензии к человеку, который добросовестно выполняет свои обязанности? Никаких. Но нашёлся человек, которому по некоторым причинам (не буду их озвучивать здесь) показалось, что не всё в порядке в Датском королевстве, говоря языком классика. И этот человек написал заявление, суть которого сводилось к тому, что глава Миллеровского городского поселения А. И. Чередниченко дал распоряжение директору МАУ «Благоустройство» В. А. Качкину принять на работу А. В. Синякову. И что последняя не выполняет никакой работы, а только получает регулярно бюджетные деньги. Более того, этому человеку удалось убедить и Миллеровский отдел СК в том, что здесь есть явные признаки коррупции. У сотрудников местного следкома загорелись глаза, и замаячила перспектива разоблачения преступной группы, которая безжалостно пилит бюджет и цинично присваивает народные деньги. Кстати, о деньгах. Жалование журналисту в МАУ «Благоустройство» положили не Бог весть какое. За вычетом налогов – 9 000 рублей в месяц. И ни в чём себе не отказывай, как говорится.

Сперва проверкой этого заявления занимался Миллеровский отдел Управления экономической безопасности и противодействия коррупции. Следователем были вызваны и опрошены те, кто (по его мнению) имел отношение к этому делу. На этом этапе сотрудниками МУП «Благоустройство» и администрации Миллеровского городского поселения были даны исчерпывающие ответы на все возникающие вопросы. Были предоставлены отчёты о проделанной работе. И это было несложно, по сути. Работа журналиста – вот она, на сайте. Как говорится, что написано пером, того не вырубишь топором. Затем результаты проверки были переданы в Миллеровский отдел следственного комитета. Казалось бы: ознакомься с результатами проверки, прочитай, вникни и пойми, что нет здесь состава преступления. Ну, нет – и всё. Как ни старайся напрягать свою фантазию. И по закону, конечно, надо было на этом этапе и завершать следственные действия. Но миллеровские следователи решили по-другому. Слишком уж заманчивой, очевидно, была перспектива раскрутить в Миллерово коррупционное дело. Ну, как говорится, попутного вам ветра. И здесь возникает дилемма. Когда я пытаюсь понять мотивы следователей Миллеровского отдела СК, в голову приходят два варианта. Первый – низкая профессиональная квалификация сотрудников Миллеровского отдела СК. Ну, знаете как: формируется отдел по остаточному принципу – кто в крупных городах РО не пригодился, да и в самой столице Донского казачества, тех и направили в отдалённый Миллеровский район. Это моё предположение. И второй вариант: следователи понимали, что это дело гроша ломаного не стоит, и нет в нём состава преступления. Но жажда (как я уже говорил выше) раскрыть коррупционное дело и заслужить одобрение руководства оказалось сильнее здравого смысла.

Сначала Миллеровский отдел сам возбудил уголовное дело в отношении главы городского поселения А. Чередниченко. Затем выяснилось, что они этого делать не имели права – полномочий не хватает (кстати, об уровне квалификации миллеровских следователей!). В этих случаях уголовные дела возбуждаются областным управлением следкома. Решение о возбуждении уголовного дела было отменено. Тогда в Ростов были направлены результаты доследственной проверки. И в Ростове уже было возбуждено уголовное дело в отношении мэра Миллерово А. Чередниченко и директора МАУ МГП «Благоустройство» В. Качкина.

Здесь сделаю небольшой экскурс в недавнюю историю. Я читал постановление о возбуждении уголовного дела. И чем дальше читал, тем отчётливее в голове рождались некоторые ассоциации.

2013 год. Следователь Миллеровского отдела СК Б. Мамишов вымогал взятку у депутата Чертковской думы за невозбуждение уголовного дела. Решением суда следователь признан виновным в покушении на мошенничество и осуждён.

2015 год. Следователь Миллеровского отдела СК А. Челомбицкий вымогал у сторожа СРЦ взятку за отказ в возбуждении уголовного дела. Решением суда миллеровский следователь СК приговорён к 7,5 годам в колонии строгого режима.

Почему память услужливо извлекла из своих недр эти случаи мошенничества следователей Миллеровского отдела СК? Не знаю. Но именно об этих случаях я вспомнил, читая постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Чередниченко и Качкина. Понимаете, моё твёрдое убеждение, что в СУ СК РФ по Ростовской области работают грамотные и квалифицированные специалисты. И они, разумеется, не стали бы возбуждать уголовное дело, ознакомившись с материалами доследственной проверки. Поскольку в деле нет состава преступления. Но это лишь в том случае, если они получили полную информацию по этой проверке. В постановлении же о возбуждении уголовного дела нет ни слова о том, что журналисты (Дутова и Синякова) выполняли свою работу по информированию населения о деятельности МАУ «Благоустройство». В нём (в постановлении) сказано, что по указанию Чередниченко директор «Благоустройства» Качкин принял на работу двух женщин, которые исправно получали зарплату, но при этом ничего не делали. И всё. В таком виде, конечно, дело представляется ясным, как погожий день, и не вызывает никаких дополнительных вопросов. Поэтому мне и представляется, что до управления в Ростове добрались не все материалы доследственной проверки. Теперь становится немножко яснее, почему на память пришли случаи, о которых я рассказал выше. Ну, я могу лишь предполагать. Установить, как на самом деле всё происходило, задача вышестоящих следственных органов в ходе служебной проверки. То, что она неминуемо будет проведена, я не сомневаюсь. Оценку работе сотрудников Миллеровского отдела следственного комитета РФ я давать не буду, и не имею на то права. Для этого есть органы, осуществляющие контроль и надзор за работой сотрудников СК. Так что и действия, и бездействия сотрудников Миллеровского отдела СК РФ, приведшие к грубым нарушениям Конституционных прав граждан РФ, без пристального внимания не останутся.

Некоторое время назад один из сотрудников Миллеровского отдела СК РФ пришёл на заседание городской Думы Миллеровского городского поселения. И задал вопрос депутатам: как же вы допустили эту ситуацию, позволили главе поселения совершить растрату бюджетных средств? Растратой он назвал полноценную работу по ведению сайта городской администрации. Журналистская работа, выезды на мероприятия, подготовка материалов, их редактирование, изготовление фотографий, размещение материалов на сайте… И всё это – за 20 000 рублей в месяц. Труд высококвалифицированный, а зарплата – как у разнорабочего на стройке. Так вот, уважаемые читатели, я вам скажу, что такое растрата. Сотрудники следственного комитета такие же бюджетники, как и учителя, врачи, пожарные. И получают они свои зарплаты из бюджета. Который, в свою очередь, складывается (в том числе) из денег налогоплательщиков. Нас с вами. Сотрудники Миллеровского отдела СК исправно получают зарплаты. И не 20 000 рублей в месяц, гораздо больше. Заведомо зная и отдавая себе отчёт в том, что в данном случае нет состава преступления, тем не менее, они изо дня в день тратили своё рабочее время, оплаченное из нашего с вами кармана, в прямом смысле на мышиную возню. Вот это и называется растратой бюджетных средств.

Миллеровскому отделу СК только со второй попытки удалось передать дело в суд. Первый раз суд вернул дело на доработку. Что это значит? Это значит, что суд – не цирк. С такой доказательной базой, которая находится на руках сотрудников Миллеровского отдела СК, в суде делать нечего. Ведь для того, чтобы доказать вину мэра Миллерово Чередниченко, стороне обвинения нужно последовательно убедить суд в двух утверждениях. Первое – нужно представить суду доказательства того, что Дутова и Синякова не выполняли никаких работ. Деньги получали (если это можно назвать деньгами – 9 000 рублей в месяц), а работы не выполняли. Второе. После доказательства этого, нужно непременно показать и аргументировано обосновать заинтересованность мэра в этой «криминальной схеме». Либо представить доказательства, как Дутова и Синякова делились этими копейками с Чередниченко, либо обосновать свои доводы родственными связями последних, либо найти ещё какие-нибудь фантастические связи. Без всего этого вину мэра доказать просто невозможно. Ни один судья на такой доказательной базе стороны обвинения приговор не вынесет. Если, конечно, он руководствуется главенством законов РФ.

Теперь несколько слов, как говорится, без протокола. Понятно стремление Миллеровского отдела СК отчитаться о коррупционном деле в зоне их полномочий. Сейчас часто слышишь: там осудили одного за превышение должностных полномочий, там – другого. Вот и соблазнились следователи перспективой. Но это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Когда чиновники устраивают своих родственников в муниципальные предприятия, в которых эти родственники никогда не работали и не работают, а лишь деньги получают, и другой вариант – когда человек оформлен, скажем, водителем, а занимается ремонтом электрооборудования. Нужно отличать нарушения от преступлений.

Каких ещё результатов добился Миллеровский отдел СК?.. Довёл человека до инфаркта, например. Не преступника. Вызывая на допросы десятки (а может быть, и сотни) людей, сотрудники следственного комитета нанесли весьма ощутимый удар по работе служб. Как городских, так и районных. Вы же знаете менталитет наших людей. Когда его начинают вызывать на многочасовые допросы, он нервничает, вся из рук падает, и ни о какой эффективной и плодотворной работе речь уже не идёт. Люди начинают бояться, что и их следователи сделают в чём-то виноватыми, обстановка в коллективах становится напряжённой, подозрительной. Всё это накладывает отпечаток на результаты работы городских и районных служб. Люди начинают думать больше не о своей работе, а о том, что они сказали на допросе следователю, и не извратят ли потом их слова, как это нередко бывает.

Сейчас проходят судебные заседания. На которых даже представитель потерпевшей стороны (депутат собрания депутатов Миллеровского городского поселения) заявляет, что никакого ущерба бюджету города Миллерово не нанесено. Того самого, который вменяется бывшему мэру Миллерово Чередниченко.

Да и в чём заключается вина бывшего мэра – неясно ровным счётом никому. Подозреваю, что даже и стороне обвинения. Оправдательный приговор – единственно логичное завершение судебного процесса по данному делу. У нас есть замечательная возможность убедиться в том, что суд стоит на страже Закона. Иначе… Придётся признать, что осудить в нашей стране можно практически любого человека, независимо от того, есть на нём вина, или её нет.

 

Сергей Егоров

Добавить комментарий