Интервью с Еленой Сергеевной Смыковой, психологом МОУ СОШ № 8.
Побудительной причиной визита к Вам явились трагические события в Москве, когда школьник, захватив класс в заложники, убил учителя географии и полицейского. Для России это событие из ряда вон выходящее. Мы привыкли, что в США чуть ли не каждый месяц происходит нечто подобное, и вот докатилось и до нас.
Когда мы, люди старшего поколения, учились в школе, у нас не было психологов. Теперь это обязательная школьная единица. Расскажите, пожалуйста, каковы Ваши обязанности? В чём заключается работа школьного психолога?
Действительно, раньше в школах такой должности не было. Зачастую нашему русскому человеку непонятно, зачем нужны психологи, и как они могут помочь в той или иной ситуации. Многие родители настороженно воспринимают наличие психолога в школе. Даже когда набирают первоклашек, и я прихожу на собрание, представляюсь, что я — психолог, нередко слышу в ответ: «Зачем нам психолог, мы и без психолога разберёмся». Но время идёт, люди привыкают и обращаются с теми или иными вопросами.
Кто такой психолог в школе? Это человек, который помогает ребёнку адаптироваться к школе, наладить взаимоотношения в классе со сверстниками, либо между ребятами из разных классов, разных возрастов. Бывает, что приходят дети сами, излагают проблему, просят, чтоб родители не знали об этом разговоре. Тогда проводится работа с ребёнком, и он дома выстраивает так отношения с родителями, чтобы не возникало конфликтных ситуаций.
То есть, психолог сохраняет анонимность общения?
Безусловно. И конечно, при запросе статистических данных привлекается психолог. Сейчас вводятся новые программы, которые требуют апробации по любому предмету. Вот функции сбора данных ложатся иногда и на психолога.
Скажите, есть ли какие-нибудь методики, чтобы наладить родителям контакт с ребёнком, чтобы дети доверяли взрослым?
Конечно. Детей, у которых есть проблемы, сразу видно. Мы за ними наблюдаем, и если ничего не меняется, пытаемся деликатно выяснить почему, что происходит в семье. В ходе этого начинается индивидуальная работа.
То есть можно визуально определить, есть ли проблемы у ребёнка?
Очень часто я провожу классные часы с учащимися. Это не только беседы, но и определённые игры, позволяющие выявлять скрытые проблемы, проявить себя детям, раскрыться в чём-то. Наши занятия – это не урок. Оценки я не выставляю. Поэтому дети не напряжены и на таких занятиях более свободно высказывают своё мнение на тот или иной вопрос. Эти высказывания позволяют оценить в какой-то мере обстановку в семье, откуда ребёнок черпает информацию для своих рассуждений. Классные руководители составляют условную группу риска. Если ребёнок проявил себя не совсем хорошо в чём-то, классный руководитель приходит к психологу и просит обратить на такого ученика внимание.
Как Вы думаете, почему, по сравнению с советским периодом нашей истории, у современных подростков, да и у школьников младшего возраста, больше агрессии? С чем это связано?
Больше агрессии не только у школьников, но и у взрослых, и у общества в целом. Если брать случай в московской школе – конфликт длился не один день, ситуация назревала и вылилась в такую трагедию. На мой взгляд, и я не открою здесь Америку, причина агрессии в потоках насилия, которые льются с экранов телевизора, из мониторов компьютеров. Взять тот же Интернет. В школах стоят фильтры, и учащиеся не могут выйти на любой сайт, который им вздумается. А дома, зачастую, эта среда доступна. Сейчас подростки много общаются в соцсетях, что они там пишут, какие фотографии выкладывают, родители не знают. А там и ненормативная лексика присутствует, и оскорбления, и откровенные снимки. Немалый вред приносят компьютерные игры. Ребёнок, предоставленный сам себе, может играть в онлайн игру самого разного содержания.
В общем, мы приходим к не революционному выводу, что вседозволенность, преодоление границ, которые раньше у нас были, ведёт к распущенности.
Сейчас мы пытаемся вернутся к этим моральным рамкам каким-то образом, и государство, и школа. Но убрать весь негатив, всю агрессию, идущую извне, мы не можем.
В Интернете разгорелась полемика по поводу случая в Московской школе. И некоторые школьники и даже их родители поддерживают подростка. Как такое возможно, ведь мальчик убил двоих людей?
К сожалению, убийство не воспринимается обществом как из ряда вон выходящее. Это стало нашей обыденностью.
По Вашему мнению, из чего складывается воспитание ребёнка? В процентном соотношении кто на него больше оказывает влияние — родители, школа, улица?
Самое большое влияние, думаю более 50%, оказывает семья, причём с самого рождения ребёнка. Когда приводят детей в первый класс, я говорю родителям, что он уже практически полностью сформировался как личность, родители уже заложили или не заложили понятия что такое хорошо, а что такое плохо. Из всего жизненного цикла человека, в школе он проводит 9-11 лет. Это время, когда в том числе школьный психолог может чем-то помочь, что-то подсказать. А всё остальное время, и до школы и после школы, дети проводят в семье. Не следует забывать, что у школы изначально функция образовательная. Мы даём знания, а воспитывать нужно всё-таки родителям.
Вы отслеживаете проявление агрессии у школьников?
Не всегда агрессия проявляется физически, бывает косвенное указание на то, что что-то не в порядке. Оскорбление – это тоже проявление агрессии. Опять же, откуда ребёнок приносит агрессивное настроение? Из общества, из семьи. Как я уже говорила выше, на таких детей внимание мы обращаем и стараемся с ними деликатно работать.
Вопрос, наверное, риторический. Возможно ли предотвратить трагические случаи? Или, по крайней мере, свести их до минимума?
Родителям необходимо заниматься с детьми, знать, чем ребёнок живёт. Оградить от вредной информации, посредством кодирования телеканалов, Интернета. Об этом мы постоянно говорим на родительских собраниях. Один в поле не воин. Только всем вместе по силам справиться с проблемами нашего общества.